Хранилище мифологии
 

Античная мифология Эллады и Рима

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Мойры

Мойры Мойры
Дж. М. Стадвик, 1890 год

Парки Парки
Франсиско Гойя, 1819-1823 годы

Норны
Норны
Дж. Л. Лунд
Мойры ("часть", "доля"), в греческой мифологии богини судьбы. В представлениях греков мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра, участника похода аргонавтов, была заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной его матерью. Желая погубить сына, мать бросила головню в огонь, где та сгорела, вызвав мучительную смерть Мелеагра.

Со временем мойры понимаются как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено"); это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Наиболее распространенный миф — это миф о трех сестрах-мойрах, дочерях Ночи, породившей также Смерть, Гипноса, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая").

Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием. Зевс и Аполлон называются также Мой-рагетами ("водителями мойр"). Эпитет Зевса "вершитель судеб" (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает, что верховный бог "знает человеческие дела и все то, что предопределяли мойры, и все, в чем они отказали".

В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. В отличие от греческих мойр, печальных, погруженных в работу дев, римские парки — злобные человеконенавистницы. Обычно они представлены в образе ужасных и злобных старух.

На офорте Франсиско Гойи Децима (слева) держит веретено в виде беспомощного младенца, Норта смотрит через увеличительное стекло, а Морта (крайняя справа) щелкает ножницами. Четвертая фигура возможно символизирует общее направление судьбы.

В скандинавской мифологии мойрам соответствуют богини судьбы норны. Считалось, что норны лишь определяли судьбу богов, великанов, карликов и людей, но не могли ею распоряжаться, хотя иногда они предвещали несчастье.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций