Собственно, наиболее подробная классификация демонов приведена в книге Лемегетон Ключ Соломона (Lemegeton Clavicula Salomonis).
Лемегетон - сборник магических книг, известный в разных вариантах с XVII века,
он включает в себя подробные списки имен добрых и злых сущностей с их символами
(сигилами), описание магических принадлежностей и методов работы с их помощью.
Первая книга Лемегетона именуется Гоетиа (Goethia, греч. "колдовство", "волшебство"). Гоетиа - самая известная из средневековых магических книг,
включает в себя каталог семидесяти двух зодиакальных князей-демонов и подробнейшие методы
работы с ними, описание магических орудий, заклинаний и пентаклей.
Текст книги Гоетиа с иллюстрациями и пентаграммами можно найти в Библиотеке сайта
Демон, в греческой религии и мифологии воплощение
обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой
или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой
причины, некое действие, он бесследно исчезает. Демонами в античной мифологии называются также низшие
божества, посредники между богом и людьми. По Гесиоду, поколение «золотого века»
превратилось в благостных демонов. В римской мифологии демону соответствует гений.
В христианских представлениях демоны связаны исключительно со злой силой. В
мифологиях народов Западной Европы демонами называют низших по отношению к богам
сверхъестественных персонажей, злых духов.
Демоны в представлениях христианских европейских народов это падшие
ангелы, восставшие против Бога. В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах.
В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его
нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с
архистратигом Михаилом. Они — враги человеческого рода, насылают болезни
(особенно душевные — беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи,
начальником и подчиненными, учеником и учителем. Бесы, как и Дьявол, когда-то
были слугами Божьими — ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу.
Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в
западной традиции это крылья нетопыря). Отпадение бесов от Бога в Новом Завете
упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе
(12, 9) и др. В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесов в стадо свиней.
Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над
пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать
людям неправедные желания, подстрекать ко злу. Но им недоступно проникнуть в
истинно праведную душу. Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на
христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют
искушению монахов, а среди них — пустынников и аскетов. Исходя их этих
представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах,
которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с
бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества — Антония Великого.
Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные
личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда
об ученике Франциска Ассизского). Близость бесов узнается по ощущению смутной
тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху. В средневековой Европе
особенно популярными были легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским
совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»). Бесы могут являться в
обличьях черного пса («Фауст» И. В. Гете) и черного кота. На исходе
Средневековья в Европе бесов чаще всего представляли в виде самых необычных
фантазийных созданий. Чаще всего их изображали похожими на фавнов и сатиров: с
небольшими рожками, копытцами, хвостом.
В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как
злыдни, черти, бесы — нечистая сила, нечисть.
По народным верованиям, восходящим к книжной традиции, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из
некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева.
Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно:
леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.
Нечисть наиболее опасна была в "нечистое" время года и суток; в некрещеные или поганые дни Святок; в ночь на Ивана Куполу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба.
К ее внешним признакам относились сиплый голос, шум, треск, вой, мгновенные смены облика. Демоны пугали людей, душили, щекотали до смерти; "водили" людей, толкали на грех, побуждали к самоубийству, соблазняли женщин, похищали детей. Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную
неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу.
Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п. |