Демоны ассирийской, древнеиранской, аккадской, шумерской, семитской, вавилонской мифологии
Ажи — в зороастрийской мифологии чудовища, драконы, порождения злого божества Ахримана, иногда его перевоплощения. В религии Зороастра и священных текстах Авесты злой бог Ахриман и ажи погубили первых животных и первобытных людей.
Ангро-Майнью — в древнеиранской мифологии глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды, сопровождаемый свитой злых духов. Он породил чародейство, грехи, колдовство, зиму, смерть, ядовитых змей и насекомых, болезни, старость и погубил первого человека Гайомарта.
Аэшма — один из дэвов, составляющих верховную триаду сил зла. Аэшма являлся воплощением злых действий, в частности, насилия, разбоев, набегов кочевников, которым подвергались оседлые иранцы.
Даджал — искуситель людей, который должен появиться перед концом света, когда нечестивые Йаджудж u Маджудж прорвут сдерживающую их стену. Даджал освободится от оков, появится во главе войска, восседая на огромном осле, и повсюду на земле установит свое царствование.
Дахака — чудовище, дракон, в историко-мифологической традиции иноземный царь-узурпатор, захвативший власть в стране. Согласно авестинского учения, Ажи Дахака был закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд.
Дэвы — покорные Ахриману злые духи, созданные для противодействия Амшаспандам и вообще для борьбы с царством света. Им родственны женские дэвы, которые именуются пери, и другие злые существа.
Заххак — иноземный царь, узурпатор иранского престола. Заххак был совращен дьяволом Иблисом, от поцелуев которого из его плеч выросли две змеи, питающиеся человеческим мозгом.
Иблис — в исламской мифологии дьявол, злой дух, стоящий, по вероучению магометан, во главе других злобных духов и демонов. Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом.
Лилит — в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин. В иудаизме, Лилит — первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мертвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.
Мэ — в шумерской мифологии могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всем небесным и земным миропорядком, а также ритуальными деяниями в царстве теней.
Оаннес — в древневавилонском мифотворчестве мифическое существо, к которому согласно записей халдейского жреца Бероса возводится начало вавилонской культуры: чудовище с рыбьим телом и головой человека под головой рыбы, человечьими ногами, голосом, языком и разумом.
Себитти — категория семи демонов, преимущественно злых. Образ Себитти воспринимается как единое целое семерки демонических сил. В своей злой ипостаси Себитти является порождением бога Ану.
Шеду — образ демона, первоначально нейтрального по отношению к простым смертным, а с конца старовавилонского периода аккадской религии ставшего добрым духом-хранителем каждого человека. В искусствоведении считается, что фигуры крылатых быков, охраняющих входы во дворцах ассирийских царей, являют собой образы шеду.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!