Аэшма, в зороастрийской мифологии один
из дэвов, составляющих верховную триаду сил зла. Аэшма являлся воплощением злых
действий, в частности, насилия, разбоев, набегов кочевников, которым
подвергались оседлые иранцы. В переводе с новоперсидского языка, слово Аэшма означает
буйство. Как дэв разнузданности Аэшма противостоит божеству религиозного
послушания Сраоше, который является духом веры, охраняющим мир от бедствий, и особенно в ночное время от злых дэвов.
В целом зороастрийскую мифологию от иных индоевропейских традиций отличает этическая окраска, резкий дуализм добра и
зла, добрых духов ахур и язатов во главе с Ахурамаздой и дэвов, монстров, ажи во
главе с Ангро-Майнью, принесшим в сотворенный Ахурамаздой мир прегрешения,
болезни, смерть и стремящимся уничтожить добро. Наряду с дуализмом этическим
зороастрийской мифологии был присущ и дуализм гносеологический: мир разделялся
на две сферы - земную, телесную и духовную потустороннюю, где также проходила
борьба добрых и злых сил; характерным подтверждением этому является молитва
Заратустры "О поддержке в телесном и духовном мирах", изложенная в авестинском
тексте "Гаты".
В "Гатах" порицается жизнь кочевников, занимающихся разбоем, насилием и
угоном скота, предаются проклятию их правители и жрецы, уничтожающие скот при
оргиастических жертвоприношениях, но прославляются легендарные правители
иранцев, идеализируется труд оседлых скотоводов, а позже в "Видевдате" и
земледельцев: "Кто сеет хлеб, тот сеет праведность".
Между близкородственными ведийской и зороастрийской мифологией наблюдается,
однако, инверсия некоторых характеристик и атрибутов. Так, два класса божеств,
ахуры и дэвы в зороастризме - соответственно благие и вредоносные существа. В
ведийской мифологии, напротив, асуры считались демонами, девы - почитаемыми
духами, возглавляемыми Индрой; в "Авесте" Индра описан как злокозненный демон. |