Китайские мифы не только существовали, но и уже были письменно
запечатлены еще 1 400 лет до нашей эры в трактате «Шуцзин» («Книга истории»). Но
наиболее значительным по количеству и составу мифов можно считать сочинение
«Книга гор и морей» («Шань хай цзин»), существующее с IV века до нашей эры.
Долгое время, вплоть до конца XIX века, мифы, предания и легенды Китая, равно как и
сведения о них, оставались почти неведомыми для российского читателя. Только в
1892 году выходит в свет первый самостоятельный значительный труд по этой теме
книга профессора С.М. Георгиевского «Мифические воззрения и мифы китайцев», а
затем его же работы - «Первый период китайской истории» (1885), «Принципы жизни Китая» (1888).
Во многом это связано с тем, что «Поднебесная империя» достаточно отдалена от
Европы; во многом - с тем, что китайский язык далеко не всем был доступен; не на
последнем месте в этом ряду стоит и влияние поздней китайской философии -
например, конфуцианство, проводя тщательный отбор мифов (точнее - песен,
поскольку изначально они исполнялись под музыку), из трех тысяч оставило всего
три сотни: как пояснял древний историк Сыма Цянь, «то, что соответствует правилам».
Как и многие другие древние народы, китайцы в своей мифологии производят все
существующее на Земле от первобытного хаоса Хуньтунь, который и породил из своей
темноты прародителей - Паньгу (первого человека, котрый воспринимается как
именно первопорядок) и Нюйва (полуженщину-полудракона, Всеобщую Мать). Первый
сотворил вселенную и явления природы, а вторая - богов, героев и человека.
Образы Паньгу и Нюйва в разных преданиях трактуются показному. Несомненным
считается, что самозародившийся в похожем на куриное яйцо хаосе Паньгу рос около
18 тысяч лет, по мере своего роста отделяя небо от земли давая жизнь дню и ночи,
ветру и молнии и т. д. Когда он умер, то все части его тела стали основой
мироздания - один глаз превратился в солнце, а другой в луну, его руки и ноги
стали горными вершинами, волосы - деревьями и травами, плоть - почвой, кровь
- реками и т.д. По одной из версий, людьми стали насекомые, обитавшие на теле
Паньгу, по другой версии, людей создала из глины прародительница Нюйва. Одна из
ее великих заслуг в том, что она не дала небу упасть на землю, а подперла его
отрубленными у черепахи ногами. Нюйва почитается также как богиня бракосочетания
и плодородия. По некоторым сведениям, она в течение одного лишь дня претерпевала
до семидесяти превращений, а из ее внутренностей появились боги Китая.
Широкое pacпространение имели также мифы о герое Фуси, ставшем потом мужем Нюйвы
- он дал людям огонь и научил их добывать пищу в лесах и реках; о потопе; о
мировом древе; о четырехглазом создателе письменности Цаицзе; о духах воды, огня
и т. д. Китайские поэты на протяжение многих поколений не только воспевали, но и
видоизменяли образы героических предков, в результате чего возникли самые
разнообразные толкования одних и тех же действий и событий. В этом ряду - образ
охотника на слонов Шуня, образ бога войны Чи-ю, образ мифического стрелка И.
Как уже отмечалось, китайские философы, в особенности последователи Конфуция,
отобрав из тысяч мифов несколько сотен, на их основе создали своего рода
историю. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые герои мифов, преданий и легенд со
временем «превратились» в императоров, правителей, философов.
Китайскую мифологию по этапам и системам принято подразделять на
древнекитайскую, мифологию даосизма, буддийскую и позднюю народную, основанную,
как правило, на местных культах, герои которых народной фантазией превращались в
божеств.
Даже основные китайские мифы, легенды, песни и эпические сказания способны
занять собою целый том. Поэтому в данном небольшом разделе мы приводим лишь
собранные и пересказанные П. Шкуркиным легенды Китая, которые позволяют
составить представление о древней культуре великого народа. |