Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы
до нашей эры) или микенской (около 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно.
Помимо богов, полубогов, нимф и демонов античные мифы населены героями, ярчайший пример которых являет собою Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Да, Геракл - сын земной женщины и самого Зевса, но совершаемое им воспринимается как совершаемое прежде всего человеком, демонстрирующим и утверждающим свои возможности, будь то победа над Цербером или добывание дарующих вечную молодость яблок из сада Гесперид. В ряду античных героев, преодолевающих почти все преграды - и Эдип, и Одиссей, и аргонавты.
Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя
их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только
внешней красоте (это как бы само собою разумелось, ибо речь шла о гармонии), но
и особенностям героического сознания. Или, иными словами - бодрствующего
сознания. Как писал А. Ф. Лосев, «Гомеровская мифология - это красоты
героических подвигов, поэтому она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей,
блеске золота и великолепии оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы
заключены в тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными».
Иногда можно услышать, что греческие герои не боялись смерти. Это не так. Они
предпочитали гибель в случае выбора: смерть или оскверненная честь. И это - тоже
особенность бытия античных мифологических героев. Не только воинская доблесть по
отношению к себе подобным, но и умение бросить вызов самим богам без страха, что
вызов будет принят.
Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но -
освоения мира. В них действительно содержится практически все, нуждавшееся в то
время в пояснениях - и явления природы, и небесные светила, и силы, управляющие
жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени
вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами,
линиями, поворотами.
Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники
датируются лишь III-II веками до нашей эры. Наиболее древним принято считать миф об
Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только
произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая
сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т. д.
Основные герои римских мифов - Эней, Нума, Ромул, Латин, Янус, Сатурн, Фавн.
Значительная же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у
греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес - Марс, Афина - Минерва,
Афродита - Венера и т. д.) Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы
и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые
«Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.
Если античность можно образно назвать «детством человечества», а затем
согласиться и с более поздним выводом о том, что почти все в жизни человека - из
детства, то можно сказать, что Европе, а вослед за нею и всему человечеству с
детством повезло. |