Былины, русские народные эпические песни-сказания, возникли как выражение исторического сознания русского народа ΙΧ-ΧΙΙΙ столетий,
в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях — защитниках родины;
отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные былины исполняются одноголосно,
обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.
Все известные былины по месту своего происхождения делятся на: киевские, новгородские и более поздние общерусские. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях;
в славянских былинных сказаниях отражена история их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли.
Каждая из былинных песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд
песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.
Былинный стих и стихосложение русской устной народной поэзии довольно многогранно. Различают три вида:
говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) — чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих);
речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) — нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями,
в основе ритма — тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха;
песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными,
не вполне исследованными вариантами.
В глубокой древности, в том числе в палеолите, встречаются надписи, сделанные древнеславянским слоговым письмом, так
называемые «руны Макоши », «руны Рода» и «руны Мары», то есть различные виды
славянского письма, связанные с соответствующими славянскими божествами. Слово
«руны» употреблялось и на многих средневековых надписях.
Название «руны Макоши» связывает письменность с самой древней и самой
могущественной славянской богиней — Макошью, от которой произошли все остальные
боги славянского пантеона. Руны Макоши отличались сакральным характером и
предназначались, скорее всего, не для населения, а для жрецов. Читать руны
Макоши, особенно соединенные в лигатуры, невозможно, эти тексты требую разгадки,
как ребусы. Руны Макоши в великокняжеский период использовались на Руси
повсеместно, однако из употребления они выходят постепенно, причем в разных
городах в разное время. Так, в Киеве они уступают свое место кириллице уже в Χ
веке, тогда как в Новгороде они существуют неизменно до ΧΙΙΙ столетия.
Рунами Рода называется протокириллица, то есть письмо, предшествовавшее кириллице. Руны Рода
произошли, видимо, из рун Макоши и использовалось для подписи изделий прежде
всего храма Рода, за что и получило свое название. Это письмо существовало в
виде тайных надписей (пиктокриптографии), вписывалось в рисунки по всей Европе
вплоть до середины ΧΙΧ века. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий на базе рун
Рода путем добавления греческих и составных букв создали в ΙΧ веке нашей эры
славянское христианское письмо, названное в честь первого брата кириллицей.
Руны Мары наиболее загадочный тип древнего славянского письма. Предположительно,
это не особый шрифт, а разгадка значений написанных слов. Марой была богиня
смерти и болезней, и ее культ был очень сильным во времена палеолита. Руны Мары
должно означать нечто не просто тайное, но и как-то связанное с загробным миром.
Нельзя не отметить, что именно мифическая власть Мары над загробным миром давала
храму Мары вполне реальную власть над современниками, так что именно этот храм
выполнял важнейшие социальные функции в славянских общинах. |