Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской
мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой
второго и серединой первого тысячелетия до нашей эры, когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии. Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути - «услышанное»,
то есть откровение. Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити
- «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п.
Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних
индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.
Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась
лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный
Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и
других ведийских сборников.
Одной из характерных черт
ведийской религии является политеизм – поклонение многим
богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным
богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни –
бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед
обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки.
Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ.
Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им
жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские
сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда
создававших сложные космогонические представления. Уже тогда
человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины
возникновения мира и всего живого на земле.
Вот основные мысли ведийских гимнов: Нет ничего вечного, даже боги не вечны.
Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
Все сущее возникло из великана Пуруши.
К высшему (божественному)
уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах;
в отдельных источниках - 3306, 3339), причём само это число - существенная
константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся
на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы
(8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и еще два божества - Ашвины или Дьяус и Притхиви, или
Индра и Праджапати), противопоставленные по тому же тройственному
принципу. Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся
устойчивым: Притхиви, Лгни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. - земные; Индра,
Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты,
Ваю, Вата, Парджанья, Anac - атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи,
Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные. Более поздние
тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу - огонь, земля, ветер,
воздушное пространство, солнце, небо, луна, звезды; рудры - 10 органов
жизнедеятельности и атман; адитьи - 12 месяцев года.
Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными
космологическими схемами трёхчленной вселенной и составом пантеона (а позже -
основными элементами макро-и микрокосма). В основе другой классификации богов лежит различение трех социальных функций:
магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной (Индра и маруты - воины),
плодородия (Ашвины - производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми
последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.
Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы, представленные
рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу,
описывается как полное отсутствие элементов вселенной и
основных противопоставлений, обусловливающих её
функционирование. «Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Не
было ни воздушного пространства, ни неба над ним... Тогда не
было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и
ночью... Всё это неразличимо текуче» (Ригведа Х 129); вместе с
тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения
дышало Единое, и ничего кроме него не было»).
Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её
основа. Из вод возникли земля (обычно путём
сгущения вод, более поздняя версия - путём пахтанья океана;
сгущение же вод, отвердение их - результат совместной
деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант -
происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из
которого через год появился демиург Праджапати или
бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную
половины, из них возникли соответственно небо и земля.
Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и
солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также
при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет
свои истоки в космогонических представлениях автохтонного
населения Индии. Также известны и другие поздние варианты
мифа о творении. Речь идёт прежде всего о создании вселенной
из членов тела первочеловека Пуруши (Ригведа Х 90; Аюрведа Х 2) - как
природной, так и социальной организации («Когда разделили
Пурушу,... брахманом стали его уста, руки - кшатрией, бёдра
его - вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли,
из глаз возникло солнце,... из головы возникло небо...»); в
основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений.
В центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении»,
точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его
противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости,
деструкции, и создании новой вселенной, организованной на
иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде
всего демоны - чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и
другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю
зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к
освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на
части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте,
который связан с плодородием, богатством, потомством, с
переходом от экстенсивного использования природы к
интенсивному, то есть к специфически ведийскому социальному космосу.
Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает
свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний;
каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме.
Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.
Индуистская мифология берёт начало
с I тысячелетия нашей эры в
индо-арийской ведической культуре через брахманизм,
испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество
учений, отражающих монотеистические, пантеистические,
политеистические и другие религиозные представления. Слово
“индуизм” определяет в научной литературе и публицистике
наиболее древние традиционные формы религиозной системы
индийцев в отличие от других этических и религиозных учений
– буддизма, джайнизма и ислама. Оно возникло не в среде
коренных жителей Индии, а в среде тех военачальников и
правителей соседних стран, которые исповедовали ислам, и,
начиная с X века, приводили на земли Индии свои
захватнические армии. Первой областью, где стало
распространяться их влияние, были северо-западные земли этой
страны. От названия главной водной артерии этих земель –
реки Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия и хинду
(индуизм). Сами индийцы именуют свою страну Бхарат, а
индуизм определяют как дхарму, или сантана-дхарму, то есть
религиозный закон. Дхарма охватывает собою всю сложную
систему религиозных, этических и социально-правовых
установлений, которые постепенно складывались в среде
населения страны за последние пять тысяч лет.
Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что
индуизм – развитая религия нового этапа в жизни
древнеиндийского общества. В индуизме на первый план
выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в
пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы,
Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих
главных божеств, воспринимаемая как проявление единого
высшего божества. Брахма считался создателем и управителем
мира, ему принадлежало и установление на земле социальных
законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти
особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива –
бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных
направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это
разделение было закреплено в текстах пуран – главных
памятников индуистской мысли, которые сложились в первые
века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба
направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского,
прежде всего дравидийского, населения. Включение в
индуистскую религиозную систему различных культов, их
соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря
концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир,
перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы,
который олицетворяет собой плодородие, аскетизм, он является
покровителем скотины, а также в образе танцора-шамана, несет
не только разрушение, но и обобщение различных местных
верований. Религиозные концепции индуизма оказывали большое
влияние на различные стороны жизни древнеиндийского
общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн
считалась священной, и от верующих требовалось строгое
выполнение уже предопределенного долга и социальных
обязанностей. Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита,
представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата,
написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным
воплощением верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы
человека, высокой морали, мирского и божественного. В центре
поэмы описание путей, которые приведут верующего к
религиозному освобождению, главным считается любовь к богу (бхакти).
Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая
религия, содержал в своей основе идею о спасении –
религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут
лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!