Арджуна, в индуистской мифологии герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата",
предводитель пандавов в битве с кауравами. Пандавы, воины-братья, сыновья Панду:
Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева и Юдхиштхира. Их общей женой была Драупади.
Борьба пандавов и кауравов является основой сюжета «Махабхараты», в частности,
"Бхагават-Гиты", памятника религиозно-философской мысли Древней Индии.
"Бхагават-Гита" датируется серединой первого тысячелетия до нашей эры, является философской основой индуизма.
Арджуна и Кришна, восьмая аватара Вишну Эпизод поэмы Бхагават-Гита
В поэме "Бхагават-Гита" обе неприятельские рати родственных кауравов и
пандавов стоят друг против друга в боевом порядке, трубы дают сигнал к началу
сражения; пандав Арджуна садится на свою боевую колесницу, которой управляет
само божество в человеческом образе. Увидев в неприятельском лагере своих
родственников, друзей детства и учителей, Арджуна начинает колебаться, вступить
ли в бой: его терзают сомнения, дозволено ли ради земных благ, ради отвоевания
отеческого престола, нарушить священные законы кровного родства. Тогда
управляющее колесницей божество, в образе Кришны, в восемнадцати песнях убеждает его в
необходимости дать сражение, не думая о последствиях. В дальнейшем течении
рассказа развивается целая система индийской религиозной философии, которая с
особенной ясностью и изяществом изложения стремится разрешить важнейшие проблемы человеческого духа.
"Бхагават-Гита" (петые божеством откровения) —
название религиозно-философской поэмы, составляющей большую часть шестой книги
индийского эпоса "Махабхарата". Когда и кем сочинена эта поэма до сих пор
неизвестно. Во всяком случае, она не может быть отнесена ко времени первого
пробуждения религиозно-философской мысли у древних индийцев, а будучи
эклектического характера, заставляет предполагать, что она сложилась уже после
возникновения философских школ индуизма. |