|
В связи с этим интересно отметить, что в Древнем Китае драконы, вопреки всему, что думают о них на Западе, считались весьма симпатичными существами. По народным верованиям, драконы являлись повелителями дождей. Без этой живительной влаги был невозможен урожай риса и иных культур, от которого зависела жизнь человека. В давние времена даже существовали
особые обряды призывания чудища, в том числе и такой обряд, как появление на скале красивой женщины в качестве приманки.
Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Таков западносемитский Баал
(финикийск. - Молох), бог грома, бури и плодородия, а также шумеро-аккадский Таммуз-Думузи, который часть года проводил с женой, богиней любви Инанной, а часть — в царстве мертвых, и египетский Осирис, ставший судьей в загробном мире.
Тема продолжения жизни после смерти издревле тревожила ум человека, верящего в существование потустороннего мира, в какой-то мере отражающего его земную жизнь. Распространенные восточные религии и учения — буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., — по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства, а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мертвых, должны
мучаться в огненных, ледяных либо населенных ужасными тварями преисподнях.
Еще одной яркой чертой именно восточной мифологии можно считать предания о мировом потопе.
Мифы разных народов, населяющих Древний Восток, посвященные этой страшной катастрофе, отличаются удивительным сходством. Боги, раздраженные суетностью и греховностью людей, решают разом покончить с ними. Они насылают на землю потоп, несущий смерть всему живому. Правда, боги заранее предупреждают единственного праведника среди людей — шумеро-аккадских Зиусудру и Ут-Напишпти, индийского Maнy или библейского Ноя — о грозящей беде. И он, построив ковчег, взяв
на него по паре всех животных, а также семена всех растений, спасается сам и спасает мир от верной гибели.
Таким образом, мы видим, что мифы, характерные для различных культур и религий Востока, отражают важнейшие проблемы бытия, единые для всего человечества, а в наши дни мифология к тому же является философской аллегорией, широко используемой в художественной литературе и искусстве.
В этой таблице перечислены наиболее значимые персонажи мифологий и религий народов древнего Востока. |