Вайрочана, XV век |
Вайрочана (санскр. — солнечный, солнцесияющий), один из главных будд махаяны и ваджраяны, в индуистской мифологии асур, сын Прахлады, царя асуров. Становление мифологии и культа Вайрочаны в Индии относится к середине 1 тысячелетия.
Вайрочана изображается на мандале (графической диаграмме духовной вселенной) в центре или на востоке, белого цвета с дхармачакрой (колесом Закона) в руке. Очень популярен на Дальнем Востоке, где отождествляется с Первобуддой (Ади-буддой) как символом единства сущего (японская школа сингон).
Согласно одному из преданий, Вайрочана и Индра стремились познать Атман, что означает "я", или высшую духовную сущность. Боги направили Индру и Вайрочану к Праджапати, согласно древним мифам, творцу всего сущего, чтобы тот помог им. Праджапати сказал: "То, что отражается в глазу, есть я". Вайрочана и Индра спросили, является ли Атманом то, что отражается в воде. Праджапати подтвердил их сомнения и посоветовал посмотреть на свое отражение в воде. Вайрочана решил, что познал "я", и возвратился к асурам. Индра же посмотрел в воду, и у него появилось великое множество вопросов, с которыми он снова обратился к Праджапати.
Постепенно Индра достиг абсолютного познания "я" и полного духовного озарения.
В буддийских учениях Вайрочана, главный из пяти дхьяни-будд или "будд созерцания", или "великих будд мудрости", является олицетворением "абсолюта". Существует мнение, что он даровал людям философскую школу йогачары махаяны,
которая учит, что все есть "только разум".
|