Вишвакарман, в ведийской и индуистской мифологии творец вселенной,
божественный мастер и созидатель, всевидящий и всезнающий поэт. В "Ригведе" ему
посвящено два гимна в X мандале. Существенно, что как эпитет слово "Вишвакарман"
в "Ригведе" относится по разу к Индре и к Сурье, а в "Ваджасанейи-самхите" к
Праджапати, с которым Вишвакарман в ряде случаев отождествляется; также
устанавливаются и связи Вишвакарман с Тваштаром. Вишвакарман всевидящ
(на изображениях и в текстах он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья.
В "Ригведе" он мудрец, жрец, "наш отец", повелитель речи Вачаспати,
"единственный установитель имен богов". Он вообще устроитель и распорядитель,
обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью.
Вишвакарман выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создает землю и
раскрывает небо; чтобы сотворить мир, Вишвакарман приносит самого себя в жертву.
В пуранах и эпосе Вишвакарман связан с рядом сюжетов, но его функция творца при
этом суживается до роли искусного строителя, мастера.
Так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка ("Рамаяна"), дворец для бога богатства Куберы и для
Варуны (в мифе о хранителях мира), создает прекрасную деву (сказание о Сунде и
Упасунде), отдает Кали топор, перстни и ожерелья; делает летающую колесницу
"Пушпака" для Куберы, гирлянду для Сканды ("Махабхарата"), оружие и т.п.
Вишвакарман обрастает и родственными связями: он сын Прабхасы и внук Дхармы от
Йогасиддхи; у него дочь Санджия, которая замужем за Сурьей, и сын Нала, обезьяний вожак
и строитель; иногда отцом Вишвакармана называется Брахма. |