Парашурама, в индуистской мифологии
шестая аватара великого бог-охранителя Вишну, в которой его миссия на земле состояла в избавлении
брахманов от тирании кшатриев. Парашурама, названный так по оружию - топору,
полученному им от бога Шивы, был сыном мудреца Джамадагни из рода Бхригу.
В "Махабхарате" и пуранах рассказана легенда о том, как кшатрий Картавирья украл
из обители Джамадагни священного теленка; по приказанию отца Парашурама убил
Картавирью, но в отместку сыновья Картавирьи умертвили Джамадагни; это послужило
причиной ненависти Парашурама к кшатриям, и он "трижды по семь раз очищал землю
от кшатриев, наполнив их кровью пять озер" (Махабхарата, III 117, 9); после
истребления варны кшатриев Парашурама передал землю во владение брахманам, а сам
удалился жить на гору Махендру.
Аватара (санскрит — «нисхождение» бога), в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и прочих существ, совершающих подвиги на земле.
В мифах наиболее известны десять аватар Вишну. Кшатрии (в санскрите от слова кшатра — господство, власть), одна из двух высших варн в Древней Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии.
Варны (санскрит, буквально — качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей
варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности.
Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им приписывали красный цвет — цвет
огня, войны, решительности и энергии. Третья варна — вайшью — земледельцы и
ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность
возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Четвертая варна —
шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям
высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшью, шудры не считались
потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения. |