Апсары или апсарас (предположительно, это древнеиндийское слово означает "вышедшая из воды"), в ведийской и индуистской
мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе,
но также и на земле - в реках, лесах, на горах. В качестве женских духов вод и
жен или возлюбленных гандхарвов апсары упоминаются в "Ригведе" и "Атхарваведе".
Согласно ведическим текстам, апсары, как и другие духи, способны угрожать людям,
в частности насылая на них любовное безумие, и в "Атхарваведе" приводятся
заклинания против них. В индуистской мифологии апсары, оставаясь женами
гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Их
происхождение описывается в текстах по-разному. "Рамаяна" рассказывает,
что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни
другие не пожелали взять их в жены, они стали "принадлежать всем".
"Хариванша" и "Ваю-пурана" повествуют, что одиннадцать наиболее почитаемых апсар (Менака,
Урваши, Прамлоча и другие) родились из "воображения" Брахмы, а остальные были
дочерьми Дакши. Число апсар в пуранах колеблется от двух-трех десятков до сотен
тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.
К высшему, "божественному" разряду дайвика относятся апсары, находящиеся в
непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазняющие асуров
либо аскетов, чья подвижническая жизнь могла бы сделать их равными богам. Так,
апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за нее убивших друг
друга; апсара Гхритачи - риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны; апсары Менака и
Рамбха - мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он
в наказание превратил на тысячу лет в камень. Апсары по своему желанию способны
как угодно менять свой облик, но обычно они изображаются прекрасными женщинами,
одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами. По эпическим
представлениям, апсары ублажают в раю-сварге Индры смертных воинов, которые пали
героями на поле брани. В этом качестве они соответветствуют скандинавским валькириям.
На картине представлен фрагмент росписи V века пещерного монастыря Аджанта в штате Махараштра Западной Индии с изображением апсары.
Декоративная живопись покрывает потолки пещер древнего монастыря: она изображает небесные сферы,
представляющие буддийский рай — полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. |