Сарасвати, главная для ведийских ариев
река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе
молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук,
богиней мудрости, создательницей письма и алфавита. В "Ригведе" Сарасвати
посвящены три гимна, она является наиболее почитаемой рекой. Синдху называется матерью Сарасвати.
В "Ригведе" рассказывается о царях и людях, живущих по
берегам Сарасвати. Она благодатна, полноводна, стремительна; течет из горы к
морю; ее поток величием превосходит все другие воды; вода ее чиста, своими
волнами Сарасвати разрушает горные вершины. Она семичленна, и у нее семь сестер,
она - мать потоков, лучшая из матерей, рек и богинь, дочь Павиру, молнии и жена
героя Сарасвата. Сарасвати заполняет воздушное и все другие пространства. Ее
просят спуститься с неба, с великой горы и принять участие в жертвоприношении;
она называется асурской и божественной, что говорит о ее небесном происхождении.

Сарасвати, богиня искусства, музыки и литературы
Сарасвати - очистительница, она лечит Индру, несет дары, пищу, потомство,
жизненную силу, бессмертие; упоминается ее грудь и её молоко; она создает
телесный плод и она же убийца врагов. У Сарасвати золотая колесница, она богата
лошадьми, защищает певцов, связана с поэзией, она - богиня священной речи. Не
случайно, что уже в брахманах Сарасвати отождествляется с богиней Вач, речью, а
в послеведийский период вообще становится богиней красноречия и мудрости,
супругой Брахмы, изобретательницей санскрита и алфавита деванагари,
покровительницей искусств и наук (подчеркиваются красота, изящество, простота,
белизна Сарасвати). В ведах Сарасвати связана с мужским партнером Сарасватом, в
текстах упоминаются его оплодотворяющие воды, он сравнивается с освежающим
дождем; с Агни и марутами, с Индрой и Ашвинами, с Вадхрьяшвой, которому она
даровала сына Диводасу. С богиней жертвоприношений Илой и богиней песнопений
Бхарати (иногда - с Махи и Хотрой) Сарасвати образует триаду, восседающую на жертвенной подстилке.
В послеведийскую эпоху изменение функций и облика Сарасвати соотносится с
появлением новых сюжетных связей. Сарасвати, дочь Дакши, очаровывает стражей
небесной сомы гандхарвов и выманивает у них сому, сама же уходит к богам (в
"Шатапатха-брахмане" этот сюжет связан с Вач). В других случаях Сарасвати - дочь
Брахмы или его жена; наконец, позже ее называют и женой Вишну, на основании чего
образ Сарасвати обнаруживает тенденцию к смешению с образом Лакшми. В сюжете
"Рамаяны" о нашествии ракшасов на север Сарасвати выпрашивает у Брахмы сон для
брата Раваны Кумбхакарны. В текстах "Брихаддхарма-пурана" сыну Шивы Сарасвати
подносит перо для письма и цветные чернила. Часто Сарасвати выступает под
другими именами - Брахми, Бхарати, Шарада, Вагишвари, Путкари. Известны
изображения Сарасвати в памятниках Элоры. |