Дьяус ("сияющее дневное небо"),
в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж
Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов,
ангирасов. В "Ригведе" нет гимнов, посвященных Дьяусу отдельно, но есть шесть
гимнов, в которых говорится о Дьяусе и Притхиви (земле) вместе. Чаще всего Дьяус
выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где
Дьяус - отец и небо, а Притхиви - мать и земля. Некогда они были слиты воедино,
но потом разъединены и укреплены по закону Варуны порознь. Этот космогонический
акт означал создание вселенной, широкого пространства и был произведен Индрой,
Варуной и некоторыми другими богами. Дождь, испускаемый Дьяусом на землю,
называемый иногда жиром или мёдом, это семя Дьяуса, из которого рождается все новое, в частности боги.
Отцовство Дьяуса - чуть ли не единственная его персонифицирующая черта.
Вместе с тем в "Ригведе" есть и зооморфные образы Дьяуса с
подчеркнуто сексуальными мотивировками - бык-оплодотворитель или жеребец.
Дьяус и Притхиви рассматриваются как два мира, источники
жизненной силы. Обращающийся к ним с просьбой возрождается в потомстве. Небо и
земля, всезнающие и благие, орошают людей мёдом, увеличивают пищу, приносят
добычу, богатство, успех. В вопросе о том, кто возникает раньше - небо или
земля, в "Шатапатха-брахмане" первенство отдается земле. Образы отца-неба и
матери-земли, порождающих все во вселенной, имея многочисленные типологические
параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период; имя
Дьяуса-отца (питара) находит точные соответствия в древнегреческом Зевсе-патре,
римском Юпитере, умбрийском Юпатере. Имя древнейшего германского божества Тиваз Tîwaz (Туr, Zîo) фонетически также совпадает с индийским Dyâus,
грeческим Ζεύς, римским Jupiter, от корня div — блистать, сверкать. |