Дэвы, дивы или даевы, в зороастрийской
мифологии покорные Ахриману злые духи, созданные им для противодействия Амшаспандам и вообще для борьбы с царством света. Известны дэвы: Араска — демон
гнева, Астовидот — демон смерти, Вианга — демон пьянства и другие. Им родственны
женские дэвы, которые именуются пери, и другие злые существа. В одной из
индоиранских областей Ирана дэвы почитались как боги. Ксеркс, иранский царь
пятого века до нашей эры, уничтожил их святилище и возвеличил культ Ахурамазды.
В авестинских текстах известен свод законов и религиозных предписаний против
дэвов "Видевдат", в котором утверждается что дэвы являются порождением "злой
мысли и лжи" (Ясна, Гата, 32, 3), они служат предводителю демонов Ангро-Майнью.
Представления о дэвах сохранились в фольклоре многих древнеиранских народов. В
мифологических сказаниях дэвы представляются великанами, покрытыми шерстью, с
острыми когтями на руках и ногах, с ужасными лицами. Дэвы живут в своих
логовищах, называемых дэвлох, в диких, труднодоступных местах, или внутри гор,
на дне озер, в недрах земли. Там они стерегут сокровища земли - драгоценные
металлы и камни; славятся ювелирным искусством. Обвалы в горах и землетрясения
объяснялись работой дэвов в своих мастерских или тем, что "дэв бушует".
Дэвы ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека.
Они бесчувственны к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечают богохульствами.
Их бесчисленное множество, образы дэвов слабо индивидуализированы.
Легендарные иранские цари и богатыри выступают как дэвоборцы; в "Яштах"
Ардвисура Анахита дарует победу и власть над дэвами Йиме, Кай Кавусу и другим
героям. Главным дэвоборецем в древнеперсидской мифологии являлся Рустам.
Согласно дошедшему до нас фрагменту раннего согдийского сочинения пятого века,
Рустам осадил дэвов в их городе, и те, решив погибнуть или избавиться от позора,
пошли на вылазку: "многие взобравшиеся на колесницы, многие на слонах, многие на
свиньях, многие на лисицах, многие на собаках, многие на змеях и ящерицах,
многие пешком, многие шли летая, как коршуны, а также многие шли перевернутыми
вниз головой и ногами кверху. Они подняли дождь, снег, град и сильный гром; они
издавали вопли; испускали огонь, пламя и дым". Но Рустам одолел дэвов.
Царская книга персидского поэта Фирдоуси "Шах-намэ" изобилует сюжетами борьбы
с дэвами: сын первого царя Каюмарса Сиямак погибает от руки черного дэва, но его
сын Хушанг вместе с дедом убивает черного дэва и восстанавливает уничтоженное им
царство добра. Царь Ирана Кай Кавус, желая уничтожить злых духов, отправляется в
поход против царства дэвов Мазендерана, и, ослепленный их колдовством, попадает
с дружиной в плен к белому дэву. Кай Кавус призывает на помощь Рустама, и тот
побеждает шаха Мазендерана дэва Аршанга, а затем убивает белого дэва,
освобождает царя и возвращает ему зрение снадобьем из печени дэва. Как
мифологический персонаж дэвы наиболее распространены среди узбекских и таджикских народов, а у других народностей они
чаще выступают как сказочные образы, хотя и сохраняют мифологические черты. |