Дахака, в зороастрийской мифологии
ажи, чудовище, дракон, в историко-мифологической традиции иноземный
царь-узурпатор, захвативший власть в стране. В священной книге древних иранцев
"Авеста" трехглавый и шестирукий дракон Ажи Дахака совершает жертвоприношения
божествам Ардвисуре Анахите и Вайю. В авестинских текстах книги "Замед-Ешть" (XIX
37) Ажи Дахака является соперником бога огня Атара в борьбе за символ царского
суверенитета фарн. В священных текстах Малой Авесты Ешть Саде (XV 19-21) Дахака
изображен уже праведным зороастрийцем. Ажи Дахака имеет ведийские (Ахи Будхнья)
и древнегреческие (Ехидна) этимологические параллели и множество соответствий в
индоевропейской мифологии. Победоносным противником дракона в иранской традиции
выступает Траэтаона, вариант общеиндоевропейского "третьего сына" - драконоборца.
В иных мифологических традициях победителем чудовища, покусившегося на устои
мира, обычно выступает бог-громовержец или демиург. Победа Траэтаоны над Ажи
Дахака является не окончательной, согласно авестинского учения, Ажи Дахака был
закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед
концом мира Ажи Дахака вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему
предназначено пасть от руки другого иранского драконоборца Керсаспы.
Образ чудовища Ажи Дахака подвергся историзации. В позднейших составных
частях Авесты и некоторых других литературных источниках дракон Ажи Дахака
постепенно обретал человеческий облик" пока не стал царем Заххаком, арабом по
происхождению. По иным поздним армянским и, собственно, иранским источникам,
кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание чудовищного божества
Ажи Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали
легенды о службе своих предков при дворе царя-дракона Ажи Дахака. |