Мэ, в шумерской мифологии
могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всем
небесным и земным миропорядком, а также царством теней. Считалось, что силами Мэ могли обладать
города и храмы, они могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде,
сохраняя при этом свои незримые свойства, что позволило немецкому историку и
исследователю вавилонских древностей Карлу Оберхуберу высказать предположение о тотемном генезисе этого
понятия. Один из главных мифов, дающих ключ к пониманию значения Мэ, - миф о
похищении богиней Инанной у бога мудрости Энки этих божественных сил, хранившихся
в мировом океане подземных вод Абзу. Одновременно, в шумерской мифологии, Абзу считалось потаенным местом,
куда не могли попасть другие шумерские боги, и в котором находились таинственные могущественные силы - Мэ.
Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, на пиру похищает Мэ
y захмелевшего Энки. В мифе дается перечень Мэ, которые, по этому мифу,
представляют своеобразный каталог культуры древней цивилизации; они олицетворяют
жреческие и царские функции, знаки власти, моральные установления и их антиподы,
сексуальные представления, искусства и ремесла и т.д. Шумерская этимология слова Мэ
неясна, значение его, вероятно, близко слову "сущности" или "сути".
С обретением божественных сил Мэ, вероятно, были связаны своеобразные ритуалы и обряды
надевания одежд, украшений, явно имевшие магическое значение. В мифе о
нисхождении Инанны в преисподнюю указывается, что богиня снимает в каждых из семи ворот преисподней
свои одежды и украшения, что лишает ее магической силы и делает беспомощной. Мэ
являлись обязательным атрибутом богов, причем каждый бог обладает им в разной
мере; например, Ан и Энлиль - боги, которые чаще всего наделяли этой силой
других богов. Но сохранились косвенные свидетельства об архаичном боге Энмешарре
- "Господине всех Мэ, который передал Ану и Энлилю свое господство".
Существовали также Мэ подземного мира, то есть установления, которые нельзя было изменить и
которым должны были подчиняться все обитатели царства теней.
С таинственными силами Мэ в какой-то мере связано аккадское представление о
таблицах судеб, которое, возможно, и развилось из него. Таблицы судеб определяли
движение мира и мировых событий, обладание ими обеспечивало мировое господство
или подтверждало его. В аккадской космогонической поэме "Энума элиш" ими
первоначально владела богиня Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мардук. Известен
аккадский миф о похищении таблиц судеб у Энлиля птицей Анзуд, которые затем
похитил у священной птицы Нинурт (Нингирсу). Но полной идентичности понятий Мэ и таблицы
судеб исследователями религии древней шумеро-аккадской цивилизации не выявлено.
Официальными представителями религии в древнем Шумере и Аккаде были жрецы,
которые составляли весьма влиятельное сословие, игравшее первостепенную роль в
государстве и державшее в своих руках все источники просвещения народа. Сословие
это, если и не составляло формальной касты, то все-таки отличалось кастовой
исключительностью. Ряды его пополнялись из определенных родов, по преимуществу
тех, которые вели свое происхождение от первобытных кушитов-халдеев, вследствие
чего вавилонские жрецы и присвоили себе специальное название халдеев,
отождествлявшееся в приложении к ним с идеей мудрецов. Они были исключительные
знатоки запутанных родословий богов, толкователи снов и тайн природы,
наблюдатели движений небесных светил в их соотношении с судьбами людей,
законоведы, медики, — и все эти сокровища мудрости хранили в таблицах судеб,
священных книгах, написанных на древнем шумеро-аккадском языке, который был
исключительным достоянием ученого сословия жрецов. Как представители такой
всеобъемлющей мудрости, жрецы были ближайшими советниками царя, который, в
качестве верховного жреца, считался их главой. При дворе жили постоянные
коллегии жрецов, составлявшие нечто вроде государственного совета, к которому
царь обращался за разрешением всех встречавшихся затруднений. Влияние этих
коллегий было так велико, что в сущности они и были источником центрального
управления государством и сам царь находился в их руках, хотя, конечно,
неограниченный деспотизм монарха нередко мстил им за это страшной расправой, как
это изображается в библейской истории Навуходоносора, который, за неуменье
жрецов напомнить ему и истолковать забытый им страшный сон, велел их всех
предать смерти (Даниил, II, 12, 13). Шумерские, а в дальнейшей истории, и
вавилонские жрецы, судя по памятникам, отличались от простых людей длинными
особого покроя одеждами, высокими головными уборами и важностью осанки.
На шумерском языке сохранилось много гимнов, знаменитые покаянные псалмы; с
него, может быть, переведены сказания о сотворении миpa и эпос о Гильгамеше; на
нем составлены многие религиозные, магические и научные тексты. Все это
доказывает, что шумеры были не только изобретателями клинописи, но вообще
основателями культуры; термины для различных понятий, относящихся к области
государственного, общественного и религиозного строя в семитском, вавилонском и
отчасти в других семитских языках, большей частью заимствованы из шумерских
текстов. Памятники шумерской цивилизации в Сирпурле и относящиеся по крайней
мере к началу III тысячелетия до нашей эры, дают интересный материал для
знакомства с шумерской культурой. Найденные здесь барельефы и статуи
обнаруживают совершенно отличный от семитского тип; надписи царей, особенно
Гудеи, знакомят нас с пантеоном, состоявшим большей частью из богов-покровителей
лиц и городов, и повествуют об обширных военных и мирных предприятиях царей,
ходивших на Элам и добывавших кедры и диорит с отдаленных земель запада.
Владетели называют себя не только царями, но и патеси. Найденный на коленях
статуи Гудеи план дворца и локоть на его масштабе указывают, что шестидесятичная
система счисления, а также господствовавшая в древности вавилонская система мер
и весов обязаны своим происхождением шумерам. Со времен ассирийского царя
Саргона II вместо понятия шумерского языка входит в употребление термин "язык
прорицаний и волхвований", что указывает на жреческую деятельность потомков
древних шумеров, к этому времени осемитившихся и, вероятно, состоявших в
этнографической связи с халдеями.
|