Шеду, в шумеро-аккадской мифологии образ демона, первоначально нейтрального по отношению к простым смертным,
а с конца старовавилонского периода аккадской религии ставшего добрым духом-хранителем каждого человека. В
искусствоведении считается, что фигуры крылатых быков, охраняющих входы во
дворцах ассирийских царей, являют собой образы шеду. Помимо своих главных божеств, таких как Шамаш, Иштар, Син, воображение древних
шумеров и аккадцев наполняло весь мир — небо, земную поверхность с атмосферой и
бездну — многочисленными духами и демонами, из которых первые назывались шеду и
были хранителями и благожелателями людей. Скульптурные группы, барельефы и
другие изображения шеду, в виде крылатых богов с человеческими головами,
ставились у входов во дворцы и храмы. Злые демоны, для изображения которых
вавилонская фантазия истощалась в измышлении самых безобразных и отталкивающих
форм, были злейшими врагами людей и от них нужно было отчитываться всевозможными
заклинаниями и заговорами, составлявшими в шумеро-аккадской религии особую
науку. Богам строились храмы, и каждый город тратил целые богатства на
сооружение возможно более величественного жилища для своего бога-покровителя.
Цари также соперничали в этом отношении между собой и в своих титулах гордо
называли себя строителями тех или других храмов, полагая в том свою главную
заслугу и славу.
Одним из самых обычных способов умилостивления богов, демонов и духов шеду в
древнем Шумере было приношение жертв. Приносились разные предметы, но из
животных по преимуществу газели, козлы и ягнята. На барельефе, найденном в
Куюнджике, изображен целый ряд рабов, которые торжественно несут в храм, в
качестве приношения божеству от своего господина: плоды, пару зайцев, пару
перепелов, четыре связки саранчи, две связки лука и т. д. Подобные же жертвы
перечисляются в одной надписи Навуходоносора. Все эти предметы шли на пропитание
жрецов. В более древнее время совершались и человеческие жертвоприношения, как о
том с несомненностью свидетельствуют памятники. На многих вавилонских цилиндрах
наглядно изображается сам процесс жертвоприношения, причем жертва
благословляется верховным жрецом и затем хладнокровно закалывается. Древние
шумеро-аккадские и вавилоно-ассирийские письмена вполне подтверждают факт
человеческих жертвоприношений, и в них особенно часто говорится о
жертвоприношении детей со стороны родителей.
|