Юнона (Juno), в римской мифологии
древнеиталийская верховная богиня, супруга Юпитера, покровительница материнства,
параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним по имени и в культе. Так,
культом Юпитера заведовал приноситель жертв и возжигатель огня на жертвеннике
бога Фламин Диалис, культом Юноны — его жена Фламиника; Юпитеру приносились в
жертву белые быки, Юноне — белые коровы; Юпитеру были посвящены иды, Юноне —
календы; как бог света Юпитер имел прозвание Луцетий, Юнона — Луцетия или Луцина;
Юпитер и Юнона посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу и победу, и оба
божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальное слияние их в культе
ослабевало, и наконец Юнона обособилась как богиня-покровительница женщин и их
жизни, поскольку эта последняя, по верованию древних италийцев, находилась под
влиянием луны. Наряду с многочисленными празднествами, существовавшими в честь
Юпитера, в римском календаре не было ни одного общегосударственного праздника,
прямо относящегося к Юноне; посвященные богине календы считались присутственными
днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились к числу праздников.
Культ Юноны был распространен по всей Италии, включая Этрурию. В общем своде
римских религиозных представлений и обрядов нашли себе место все особенности
отдельных местных культов Юноны, отчасти как пережиток, сохраненный населением
от древней доисторической эпохи, отчасти как заимствование, явившееся следствием
завоевания городов-хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа
Юноны в Риме является обряд объявления народившейся новой луны и нон,
совпадавших с первой ее четвертью. На вершине Капитолия находился храм Юноны
Монеты (Советницы, по другому толкованию — Невесты; впоследствии при храме был
устроен монетный двор, причем эпитет богини стал употребляться для обозначения
как самого здания, так и монет), освященный в 344 году до нашей эры и
сооруженный, по-видимому, на месте старого. День основания этого храма
приходился на первое июня — месяца, посвященного Юноне. Другой древний храм
богини находился на Эсквилине, где первоначально стояла роща Юноны Люцины. Здесь
1 марта происходил носивший семейный характер праздник женщин Матроналии:
приносились жертвы и возносились молитвы за брачное счастье, мужья делали
подарки женам, женщины угощали рабов. Третьим местом культа Юноны в Риме был
Капитолийский храм, где Юнона Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и
Минервой. В честь Юноны Царицы в 179 году был сооружен самостоятельный храм при
Фламиниевом цирке.
Как богиня небесного и в частности лунного света (Луцина), Юнона имела особое
влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и в период беременности; ей же
приписывали силу помогать родильницам; под покровительством ее стоял обряд
бракосочетания, с которого начиналась жизнь женщины. Богиня приводила невесту в
дом жениха; ее призывали при намазывании мазью дверных косяков в доме
новобрачных, при распускании пояса невесты и вообще при заключении брака; как
Юнона Флавиона она облегчала кровотечение во время менструаций; как Оссипаго
помогала развитию зародыша; как Луцина призывалась женщинами при разрешении от
бремени. В ее кассу при Эсквилинском храме вносили за новорожденных детей
определенную сумму денег. Юнона посылала плодородие: отсюда роль козлиной шкуры
— символа страсти — в культе Юноны и Фавна.
В октябрьские ноны, седьмого числа месяца, на Марсовом поле приносили жертву
Юноне Куретис как богине плодородия и воинственной отваги, представительнице и
покровительнице семейного и родового быта, государственными органами которого
были курии. Позднее, с проникновением греческих религиозных представлений и
культов в Рим, греческая Гера ассимилировалась с Юноной. Со второй Пунической
войны Авентинская Юнона Царица участвует наряду с греческими божествами в
священнодействиях, которые назначались в отдельных случаях блюстителями
греческой религии и обрядности — децемвирами. Под влиянием греческих религиозных
представлений Марс стал именоваться сыном Юноны и Юпитера. Кроме верховной
богини у римского Олимпа — Юноны, в римской религии известны еще юноны,
опекавшие жизнь отдельных женщин: у каждой женщины была своя юнона, точно так
же, как у каждого мужчины был свой личный покровитель — гений. |