Восстановление производительных сил к IX – VIII веку до нашей эры, стабилизация
социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами
возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового
общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений
предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης),
которому принадлежал верховный суверенитет, то есть права учреждать собственные
органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы,
отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные
единицы и т. д. Собственно, полис являл собой город-государство, форму
социально-экономической и политической организации общества и государства.
Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел
право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в
полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники,
лишенные всяких прав рабы). В дальнейшем форма власти в полисе была различной
(олигархия, демократия и др.). Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах.
В IX столетии до нашей эры вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании –
экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался
от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием
священнических и судебных полномочий. С 752 года до нашей эры архонты стали
избираться только на 10 лет, а с 682 года до нашей эры стала избираться коллегия 9
архонтов сроком на 1 год. Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его
именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о
сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт –
басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические
функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные шесть архонтов
назывались фесмофетами, то есть судьями и законодателями. Все афинские граждане
делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и
геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только
эвпатриды имели право избираться на должности. Основание города-государства
Афины предание относит к XVI-XIII векам до нашей эры. Назван в честь богини Афины
(миф о ее споре с Посейдоном за право дать городу имя, возможно, отражает борьбу
различных племен за господствующее положение). После покорения Греции Македонией
в VI столетии до нашей эры начался упадок города, но он еще долго держался
остатками своей былой славы столицы философов и поэтов, лучших педагогов Греции.
Так, регулярные пожертвования делались династией Птолемеев, династией Атталидов.
Уже в эллинистический период Афины стали местом паломничества для всякого
образованного грека, где бы он ни жил, а впоследствии и для римлян.
История древних цивилизаций →
Афинский свод законов → |