Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства древней Индии
относятся к эпохе хараппской цивилизации. В эпоху древности большинство
сооружений возводились из дерева, и поэтому до наших дней они не сохранились. В
первые века нашей эры в строительстве начинают применять камень, религиозная
архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, храмами и ступами
– каменными сооружениями, в которых согласно традиции хранились реликвии Будды.
Из пещерных комплексов самыми впечатляющими являются комплекс в Карли (около
Бомбея) и в Эллоре. Первый имеет 14 метров в высоту и ширину, 38 метров в длину. В
центральном зале монолитные колонны, множество скульптур и ступа для поклонений.
К V веку нашей эры относится наземный индуистский храм в Санчи, известный своей ступой,
окруженной воротами и оградой. В Индии до настоящего времени сохранились десятки
древних храмов и святилищ. Так, например, в Ченнаи расположено множество
индуистских храмов: храм Шивы, храм Партхасаратхи (VIII век) и др. Близ Ченнаи
на берегу Бенгальского залива находится храмовый комплекс Махабалипурам
(Мамаллапурам, VII век). Кстати считается, что в католическом кафедральном
соборе Ченнаи (1504), захоронены останки самого апостола Фомы, проповедовавшего
христианство среди жителей Индии. В Древней Индии существовали несколько школ
скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская, школа
Амаравати. Наиболее известным памятником живописи являются стенные и потолочные
росписи в 29 пещерах Аджанты, разнообразные сюжеты передают сцены из жизни
Будды, раскрывают мифологические темы, сцены из повседневной жизни и дворцовую
тематику. Поражает прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой
возраст росписей, влажный климат и локализацию – открытые пещеры, что говорит о
том, что древние индийцы прекрасно владели искусством укрепления грунта, который
состоял из двух слоев, связанных пчелиным воском, патокой, камнем, после
высыхания внешнего грунта стену лощили и поливали известковым молоком. Приступая
к нанесению рисунка, мастера вначале делали контур, который раскрашивался. Цвет
играл в картине очень важную роль, например, боги изображались только белыми
красками, а злые персонажи изображались любым другим цветом.
Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления и
использование нуля, применение которого связано с появлением нового
мировоззренческого понятия «пустота». Древнеиндийская система обозначения чисел
определила современную систему нумерации и легла в основу современной
арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке
цифровой системы высокого уровня развития достигла алгебра. Некоторые
математические термины, которыми пользуются и современные ученые, имеют
индийское происхождение, например, цифра, синус, корень. Трактаты по астрономии
свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний, например, высказывания
о вращении Земли вокруг своей оси встретило сопротивление в лице жречества и
ученых-ортодоксов, которые придерживались религиозно строгой концепции строения
Вселенной.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа (наука о
долголетии), которая зародилась здесь в глубокой древности. Древнеиндийские
врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека, значительное
внимание уделялось личной гигиене и диете. Данные о развитии хирургии упоминают
триста видов различных операций и сто двадцать хирургических инструментов. Популярная
сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской
аюрведы. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма
лежат три главных «жизненных сока»: ветер, желчь и флегма – их отождествляли с
принципами движения, огня и размягчения. В Древней Индии высокого уровня
развития достигла наука о языке, что было связано с исключительной ролью в
индийской культуре устной традиции и очень рано сложившейся концепции
божественного характера речи. Считалось, что речь лежит в основе всех наук и
искусств. В грамматике Панини «Аштадъяи» или «Восьмикнижье» анализ языкового
материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят
сходство между лингвистическими теориями древних индийцев и современной
европейской лингвистикой. Уже с глубокой древности Индия была тесно связана с
другими странами Востока и античного мира, что способствовало обмену культурными
достижениями. В период хараппской цивилизации установились торговые и культурные
контакты с Месопотамией, Ираном, Средней Азией, в эпоху Маурьев – с Египтом,
Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. Индийские посольства, судя по сообщениям
античных авторов, достигали Рима при императорах Августе, Траяне, Адриане,
Аврелиане. История древних цивилизаций →
Цивилизация Древнего Китая → |