В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры,
социально-политического и даже религиозно-экономического устройства;
то есть тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни
жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы,
ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и
«кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов
нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам
есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в
известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и
государство»). Основой экономики мусульманской цивилизации в отличие от выше рассмотренных
восточных цивилизаций было кочевое скотоводство. В эпоху средневековья оно
носило исключительно экстенсивный характер, требовало непрерывного расширения и
обновления пастбищных территорий. Подобный характер экономики стал одним из
факторов небывалой по масштабности экспансии мусульманских народов, сначала
арабов, потом тюрков-сельджуков, затем монголов и, наконец, турков-османов.
Налогообложение учитывало разделение общества на мусульман и немусульман.
Мусульмане, прежде всего, должны были вносить закят, который не был налогом, не
взимался чиновниками и не имел установленной властями ставки, но считался
добровольным пожертвованием, «милостыней» бедным членам общины. Кроме этого,
мусульмане платили десятину. Немусульмане обязаны были платить джизью – подушный
налог и харадж – поземельный налог, варьировавшийся от трети до половины урожая.
Принявший ислам тотчас же освобождался от уплаты джизьи и хараджа. Эта
религиозно-экономическая политика обусловила сравнительную легкость массовой
исламизации завоеванных стран.
История древних цивилизаций →
Социальные отношения мусульман → |