Говоря о дальнейшей судьбе Исламской цивилизации, нужно отметить несколько
последующих волн ее экспансии в Европе и Азии. Они были вызваны миграциями и усилением
тюрков-сельджуков в XI–XII столетиях, завоеваниями монголов в XIII–XIV веках и
возвышением турков-османов в XIV–XVI столетиях.
Тюрки-сельджуки в 1050 году взяли Исфахан, в 1055 – Багдад, в 1071 году сокрушили
византийскую армию при Манцикерте и дошли до Константинополя; они покорили
Кавказ, подчинили своему влиянию Крым, вторглись в земли Западного
Причерноморья. В 1176 году сельджуки вновь торжествовали победу над Византией в
битве при Мириокефалоне. Однако уже в XIII веке они уступили доминирующую роль на
Ближнем Востоке монголам.
Монгольское завоевание оказалось еще более значительным. Уже в середине XIII
столетия монголы овладели Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, значительной частью
Восточной Европы. В 1258 году Хулагу взял Багдад, умертвив последнего аббасидского
халифа и создав мусульманскую державу Хулагуидов. Тогда же хан Берке, также
принявший ислам, утвердил свое господство в Крыму и в Западном Причерноморье.
Образовалась Великая монгольская держава (Еке Монгол улус) от Средиземного моря
до Тихого океана.
В XIV веке началось стремительное возвышение турков-османов. В 1326 году османы
захватили Брусу, в 1331 – Никею, в 1337 году – Никомедию, в 1354 году – Анкару и
Галлиполи, что открыло им путь в Европу. В 1361 году правитель турков-османов Мурад I взял Адрианополь и
принял титул султана. В 1389 году в битве на Косовом поле османы разбили сербов, и
впоследствии захватили столицу Болгарии – Тырново. Победоносное шествие османов было
прервано монголами: в 1402 году в битве при Анкаре османская армия была сокрушена
Тамерланом. Только через пятьдесят лет османы оправились от поражения.
В 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, превратив его в мусульманскую столицу – Стамбул.
В 1460 году османы завоевали Морею, в 1461 – Трапезунд, в 1478 – Боснию,
в 1475 – Кафу в Крыму, в 1478 году – Валахию. В 1517 году Селим I захватил Кипр, казнил
последнего мамлюкского султана, пленил халифа и принудил его отказаться от
халифских полномочий в пользу османских султанов. В 1521 был взят Белград, а в
1526 году завоевана столица венгров Буда. В 1529 году османы осадили Вену; после двух месяцев осады они
вынуждены были отступить. Это был апогей военных побед османов. На протяжении
последующих нескольких столетий ислам стал фактором истории Центральной и
Юго-Восточной Европы. Первым крупным поражением османов стало поражение в битве
при Лепанто в 1571 году, в которой совместный венецианско-испанский флот уничтожил турецкую эскадру.
Помимо военных успехов исламской цивилизации в мусульманском мире происходили и
реформаторские движения. Так, центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома
Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и
наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его
делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы —
присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама
и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты
противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов,
эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», —
экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении
о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских
сектах: у исмаилитов — седьмой, у имамитов — двенадцатый) не умер, а перешел в состояние
гайба, то есть по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом
состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в
роли своего рода мессии — махди, наполнив мир правдой и справедливостью.
Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов,
хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных
культов, индуизма, зороастризма, манихейства. Своеобразное развитие некоторые
шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — течений, возникших в
XIX веке в Иране. Основатель последнего — Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время
попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.
В лоне суннитского ислама в середине XVIII столетия возникает религиозно-политическое
движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба),
отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического
развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в
чудеса, дервишество). Ваххабизм оказал определенное влияние на
мусульманских реформаторов второй половины XIX — начала XX века (ал-Афгани, Мухаммед Абдо,
Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических
искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX
столетии, во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада,
в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).
История древних цивилизаций →
Древние культуры доколумбовой Америки → |