Хранилище мифологии
 

Исламская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Эволюция Исламской цивилизации

Говоря о дальнейшей судьбе Исламской цивилизации, нужно отметить несколько последующих волн ее экспансии в Европе и Азии. Они были вызваны миграциями и усилением тюрков-сельджуков в XI–XII столетиях, завоеваниями монголов в XIII–XIV веках и возвышением турков-османов в XIV–XVI столетиях. Тюрки-сельджуки в 1050 году взяли Исфахан, в 1055  – Багдад, в 1071 году сокрушили византийскую армию при Манцикерте и дошли до Константинополя; они покорили Кавказ, подчинили своему влиянию Крым, вторглись в земли Западного Причерноморья. В 1176 году сельджуки вновь торжествовали победу над Византией в битве при Мириокефалоне. Однако уже в XIII веке они уступили доминирующую роль на Ближнем Востоке монголам.

Монгольское завоевание оказалось еще более значительным. Уже в середине XIII столетия монголы овладели Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, значительной частью Восточной Европы. В 1258 году Хулагу взял Багдад, умертвив последнего аббасидского халифа и создав мусульманскую державу Хулагуидов. Тогда же хан Берке, также принявший ислам, утвердил свое господство в Крыму и в Западном Причерноморье. Образовалась Великая монгольская держава (Еке Монгол улус) от Средиземного моря до Тихого океана.

В XIV веке началось стремительное возвышение турков-османов. В 1326 году османы захватили Брусу, в 1331 – Никею, в 1337 году – Никомедию, в 1354 году – Анкару и Галлиполи, что открыло им путь в Европу. В 1361 году правитель турков-османов Мурад I взял Адрианополь и принял титул султана. В 1389 году в битве на Косовом поле османы разбили сербов, и впоследствии захватили столицу Болгарии – Тырново. Победоносное шествие османов было прервано монголами: в 1402 году в битве при Анкаре османская армия была сокрушена Тамерланом. Только через пятьдесят лет османы оправились от поражения.

В 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, превратив его в мусульманскую столицу – Стамбул. В 1460 году османы завоевали Морею, в 1461 – Трапезунд, в 1478 – Боснию, в 1475 – Кафу в Крыму, в 1478 году – Валахию. В 1517 году Селим I захватил Кипр, казнил последнего мамлюкского султана, пленил халифа и принудил его отказаться от халифских полномочий в пользу османских султанов. В 1521 был взят Белград, а в 1526 году завоевана столица венгров Буда. В 1529 году османы осадили Вену; после двух месяцев осады они вынуждены были отступить. Это был апогей военных побед османов. На протяжении последующих нескольких столетий ислам стал фактором истории Центральной и Юго-Восточной Европы. Первым крупным поражением османов стало поражение в битве при Лепанто в 1571 году, в которой совместный венецианско-испанский флот уничтожил турецкую эскадру.

Помимо военных успехов исламской цивилизации в мусульманском мире происходили и реформаторские движения. Так, центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», — экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — седьмой, у имамитов — двенадцатый) не умер, а перешел в состояние гайба, то есть по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии — махди, наполнив мир правдой и справедливостью.

Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства. Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — течений, возникших в XIX веке в Иране. Основатель последнего — Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.

В лоне суннитского ислама в середине XVIII столетия возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов второй половины XIX — начала XX века (ал-Афгани, Мухаммед Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX столетии, во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

История древних цивилизаций
Древние культуры доколумбовой Америки





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций