В средние века наиболее типичными социальными отношениями, имевшими характер
«феода», были феодальные отношения между сеньором и вассалом.
Договор между ними заключался в строгом соответствии с
ритуалом, с произнесением обязательной присяги в верности («фуа») на Священном
писании или ковчеге с мощами и с исполнением процедуры «оммажа»; вот как она
описывалась в книге Жана Ибелина: «Когда кто – мужчина или женщина – вступает в
вассальную зависимость от верховного сеньора..., он должен стать перед ним на
колени, соединить свои руки и, вложивши их в руки сеньора, сказать ему: «Сир,
вот я становлюсь вашим ближним вассалом (home lige) за такой-то феод... и вот я
обещаю вам защищать и оберегать вас против всех людей, какие только будут жить и
умрут». А сеньор в ответ ему должен сказать: «Принимаю вас в вассальную
зависимость с соблюдением верности Богу и мне, при условии ненарушения прав
моих». После произнесения этих обязательных формул сеньор давал поцелуй мира и
поднимал вассала. Ритуал сопровождался подношением в дар шпор или перчаток. Если
договор связывался с предоставлением вассалу земли, то совершался обряд
инвеституры (investo,-ire – облачать, в данном случае – наделять владетельными
правами). Согласно «Libri feodorum»: «Инвеститурой называется собственно
владение; обычно же инвеститурой зовут, когда копье или что-нибудь другое
вещественное передается господином феода со словами, что он дает
инвеституру...». Часто наряду с копьем (или в более стилизованной форме – со
скипетром), в знак обязательств охранения переданных земель и прав суда над ними
вручался кусок дерна (или позднее – держава), символически замещавший
передаваемое вассалу земельное владение.
Вассал имел по отношению к сеньору положительные обязанности – помощи и совета,
а именно: давать сеньору право постоя, предоставлять ему по первому слову замки,
уплачивать «талью» (помощь), которая могла взиматься в строго определенных
случаях – выкупе сеньора из плена, при посвящении сеньора или его старшего сына
в рыцари, при заключении брачного союза им самим или его наследником, при
стихийных бедствиях, принесших ущерб замку сеньора, иногда при совершении им
паломничества в Святые земли; за пределами этих, освященных обычаем, случаев
сеньор не мог требовать тальи от своего вассала. Что касается обязанности
вассала давать совет сеньору, то здесь тоже существовали свои установления:
вассал обязан был три раза в год приезжать ко двору сеньора для совещания. Кроме
этого, на вассала возлагались так называемые отрицательные обязанности:
«incolume, tutum, honestum, utile, facile, possible», то есть не замышлять
никакого вреда ни против жизни, ни против здоровья сеньора, не раскрывать его
тайн, не причинять вреда его крепостям и замкам, не наносить ущерба ни его
чести, ни справедливости его суда, не чинить препятствий предприятиям сеньора. В
случае, если вассал имел землю от сеньора, то он был обязан: помимо уплаты
ежегодного ценза и рельефа (при передаче феода по наследству и при смене
сеньора) исполнять военную службу; от нее не освобождались и вассалы-женщины, и
вассалы-служители церкви, обязанные выставить вместо себя рыцарей-заместителей.
Срок службы имел свои установившиеся по взаимному согласию и обычаю пределы:
нормой была служба в течение 40 дней в году. Ни днем дольше сеньор не смел
задерживать своего вассала на службе.
В свою очередь, сеньор также имел обязанности перед вассалом. Считалось (об этом
писал Фульберт Шартрский), что «сеньор во всем этом должен точно таким же
образом поступать в отношении к своему верному (вассалу)». Он обязан был
охранять вассала, его жизнь, семью, собственность, давать правовую защиту,
награждать за службу и, прежде всего, наделять за участие в военных походах
землей. В течение службы сеньор обязан был содержать вассала и его коня. Он не
мог требовать более тяжелых вассальных повинностей, но в строгом соответствии с
кутюмами не мог вводить новых обычаев, новых правовых норм без согласия всех
вассалов. Далее, он не имел права осудить и наказать вассала своей волей, но
только по общему приговору равных (пэров), то есть вассалов одного статуса,
когда преступление барона рассматривалось только баронами и т.д. Таким образом,
становится очевидным, что не только вассал зависел от сеньора, но и наоборот, сеньор зависел от вассала.
История древних цивилизаций →
Феоды и вассалы → |