Хранилище мифологии
 

Средневековая цивилизация Европы

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Феодальные отношения

В средние века наиболее типичными социальными отношениями, имевшими характер «феода», были феодальные отношения между сеньором и вассалом. Договор между ними заключался в строгом соответствии с ритуалом, с произнесением обязательной присяги в верности («фуа») на Священном писании или ковчеге с мощами и с исполнением процедуры «оммажа»; вот как она описывалась в книге Жана Ибелина: «Когда кто – мужчина или женщина – вступает в вассальную зависимость от верховного сеньора..., он должен стать перед ним на колени, соединить свои руки и, вложивши их в руки сеньора, сказать ему: «Сир, вот я становлюсь вашим ближним вассалом (home lige) за такой-то феод... и вот я обещаю вам защищать и оберегать вас против всех людей, какие только будут жить и умрут». А сеньор в ответ ему должен сказать: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности Богу и мне, при условии ненарушения прав моих». После произнесения этих обязательных формул сеньор давал поцелуй мира и поднимал вассала. Ритуал сопровождался подношением в дар шпор или перчаток. Если договор связывался с предоставлением вассалу земли, то совершался обряд инвеституры (investo,-ire – облачать, в данном случае – наделять владетельными правами). Согласно «Libri feodorum»: «Инвеститурой называется собственно владение; обычно же инвеститурой зовут, когда копье или что-нибудь другое вещественное передается господином феода со словами, что он дает инвеституру...». Часто наряду с копьем (или в более стилизованной форме – со скипетром), в знак обязательств охранения переданных земель и прав суда над ними вручался кусок дерна (или позднее – держава), символически замещавший передаваемое вассалу земельное владение.

Вассал имел по отношению к сеньору положительные обязанности – помощи и совета, а именно: давать сеньору право постоя, предоставлять ему по первому слову замки, уплачивать «талью» (помощь), которая могла взиматься в строго определенных случаях – выкупе сеньора из плена, при посвящении сеньора или его старшего сына в рыцари, при заключении брачного союза им самим или его наследником, при стихийных бедствиях, принесших ущерб замку сеньора, иногда при совершении им паломничества в Святые земли; за пределами этих, освященных обычаем, случаев сеньор не мог требовать тальи от своего вассала. Что касается обязанности вассала давать совет сеньору, то здесь тоже существовали свои установления: вассал обязан был три раза в год приезжать ко двору сеньора для совещания. Кроме этого, на вассала возлагались так называемые отрицательные обязанности: «incolume, tutum, honestum, utile, facile, possible», то есть не замышлять никакого вреда ни против жизни, ни против здоровья сеньора, не раскрывать его тайн, не причинять вреда его крепостям и замкам, не наносить ущерба ни его чести, ни справедливости его суда, не чинить препятствий предприятиям сеньора. В случае, если вассал имел землю от сеньора, то он был обязан: помимо уплаты ежегодного ценза и рельефа (при передаче феода по наследству и при смене сеньора) исполнять военную службу; от нее не освобождались и вассалы-женщины, и вассалы-служители церкви, обязанные выставить вместо себя рыцарей-заместителей. Срок службы имел свои установившиеся по взаимному согласию и обычаю пределы: нормой была служба в течение 40 дней в году. Ни днем дольше сеньор не смел задерживать своего вассала на службе.

В свою очередь, сеньор также имел обязанности перед вассалом. Считалось (об этом писал Фульберт Шартрский), что «сеньор во всем этом должен точно таким же образом поступать в отношении к своему верному (вассалу)». Он обязан был охранять вассала, его жизнь, семью, собственность, давать правовую защиту, награждать за службу и, прежде всего, наделять за участие в военных походах землей. В течение службы сеньор обязан был содержать вассала и его коня. Он не мог требовать более тяжелых вассальных повинностей, но в строгом соответствии с кутюмами не мог вводить новых обычаев, новых правовых норм без согласия всех вассалов. Далее, он не имел права осудить и наказать вассала своей волей, но только по общему приговору равных (пэров), то есть вассалов одного статуса, когда преступление барона рассматривалось только баронами и т.д. Таким образом, становится очевидным, что не только вассал зависел от сеньора, но и наоборот, сеньор зависел от вассала.

История древних цивилизаций
Феоды и вассалы





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций