До образования в Египте целостного государства
(Верхний и Нижний Египет) он представлял собой отдельные части, которые в ходе
долгой войны были объединены в результате победы (3000 год до нашей эры) тогда еще
отдельного Верхнеегипетского царства. Начало летописной традиции в Египте
связывают с основателем I династии царем Мином, который по преданию основал
столицу Мемфис на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы
защитить новый город от наводнения. При царях I династии египтяне стали
постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский
полуостров. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной
системы в Нильской долине и поддержания ее в порядке, как следствие – все более
развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство
возделывания винограда. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы
изготовления первой бумаги – папируса, и как следствие – распространение письменности.
С I по VII династии Египет обладал огромной властью, государство
приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный
бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей
силы и продуктов питания. Период правления III–VIII династий по праву называется
Древним царством, его эпоха продолжалась на протяжении почти трех тысяч лет. В
это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть,
свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации,
колоссальные царские пирамиды, возведенные царями IV династии — Хуфу (Хеопсом),
Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была
сооружена еще в начале III династии для фараона Джосера. Сохранилось имя зодчего
этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте
как покровитель наук и искусств. Первым лицом после фараона был верховный сановник, он
же главный судья, исполняющий множество разных функций. Во время правления III
династии Египет окончательно вступил в медный век. Он характерен стремительным
ростом каменного строительства, апогеем которого, как было сказано, явилось возведение царских
усыпальниц – огромных пирамид с поминальными храмами и городами вельможеских
гробниц, особенно при V – VII династиях.
В конце правления V династии власть
фараонов начинает ослабевать. Истощенный строительством и социальными
противоречиями, Египет к началу правления VII династии окончательно распался на
полузависимые номы, а к середине XXIII века до нашей эры наступил период упадка и
внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в
негодность, население страдало от жестокого голода, на египетский престол
претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге.
Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была
объединена, хотя еще и не очень прочно. На правление XI династии приходится
расцвет Среднего царства (XXII – XVIII веков до нашей эры), многочисленное
строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства
стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы,
восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и
средних хозяйств. В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой
знати, но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения, важную
опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями
богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав
собственности на оружие и средства производства; они использовались в царском,
храмовом и частном хозяйстве. Рабы-баку, известные еще в эпоху Древнего царства,
составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы.
В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному
культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона,
который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра.
Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из
важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но
и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали
высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.
История древних цивилизаций →
Вторжение гиксосов и эпоха нового царства → |