Гунны (лат. Chunni, Hunni), кочевой племенной союз, сложившийся во II-IV
веках в Приуралье из тюркоязычных хунну, пришедших во II веке из Центральной
Азии и местных племен угров и сарматов. Передвижение с 370-х годов гуннов на
запад дало толчок Великому переселению народов. Покорив аланов Северного
Кавказа, гунны во главе с вождем Баламбером перешли Дон и в 375 году сокрушили
готскую державу Германариха в Северном Причерноморье.
Гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны. В 394-395 годах
они, пройдя через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию. Обосновавшись в
Паннонии, гунны делали набеги на Восточную Римскую империю. По отношению к
Западной Римской империи до середины V века они выступали как союзники в борьбе
против германских племен. Наибольшего территориального расширения и мощи
гуннский союз племен, в который, кроме гуннов, входили покоренные ими остготы,
герулы, гепиды, достиг при Аттиле (правил в 434-453). Общественный строй и при
Аттиле не вышел из стадии военной демократии, хотя у гуннов росло имущественное
неравенство, широкое распространение получило рабство, власть вождя превратилась
в наследственную.
Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая
часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в
развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от
язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой
последующих народностей и наций.
Среди варварских народов наиболее разрушительное воздействие на Европу оказали
гунны – тюркоязычные кочевники, происходившие из пределов Гоби и подчинившие к
моменту похода на запад несколько сотен племен от Маньчжурии до Согдианы.
В 375 году гунны вторглись на территорию Римской империи. Панический страх, подобно эпидемии,
поразил римлян. Гунны вызывали у них жуткие ассоциации своим внешним видом –
косматыми волосами, обезображивающими рубцами на лицах, оставленными мечами при
обряде инициации, своей, наподобие кентавра, слитностью с конем, которого они не
оставляли ни для публичных, ни для частных дел, наконец, своим пристрастием к
сыроедению. Само их прозвание – «гунны» – объяснялось христианскими авторами как
испорченное «алиорумны», то есть другие, «нелюди», дети готских изгоев и степных
ведьм. Гунны казались одним предреченным в Сивилловых книгах возмездием за
отступничество от языческих богов, другим – предначертанной в Апокалипсисе карой
за приверженность языческому греху и нетвердость в христианской вере. Неслучайно
известнейший вождь гуннов – Аттила – именовался «Бичом Божьим». Вот словесный
портрет этого «Сотрясателя Вселенной», оставленный Иорданом (VI век): «...рост
его был невелик, грудь широкая, и большая голова, глаза узкие, редкая борода с
проседью, нос вогнутый, и тело смуглого цвета...». Получив щедрые дары от Рима,
Аттила вступил с ним в конфедеративные отношения. Именно он помог римлянам
остановить продвижение бургундов. В середине V в. встал вопрос о его браке с
Гонорией, за которую гунн намеревался получить в качестве приданого половину
империи. Эти чрезмерные амбиции гуннского вождя привели к войне с Римом.
В 451 году произошла знаменитая битва на Каталуанских полях. На стороне гуннов выступили
некоторые германские племена – остготы, гепиды, герулы, ругии, на стороне римлян
– вестготы, франки, бургунды, саксы. Накануне битвы было проведено гадание на
внутренностях животных, и была предсказана победа гуннов ценой гибели их вождя.
Гадание возобновлялось во второй и в третий раз. Для последнего случая были
доставлены из Азии белые священные кони, и на сей раз предсказание изменилось:
поражение гуннов, но сохранение жизни Аттилы. Только после этого гунны начали
битву. Редкое по ожесточенности сражение продолжалось до ночи. Был час, когда
казалось, что гунны сокрушены, и Аттила готов был вступить в жертвенный огонь. И
все же битва окончилась ничем, не выявив явного преимущества. Опустившаяся на
поле мгла развела сражавшихся. За ночь гунны бесшумно оставили свой полевой
лагерь, в то время как римляне переночевали на месте битвы и тем самым, по
давнему обычаю, снискали себе славу победителей. Но для кочевников как будто
дороже была жизнь их предводителя. Вообще в варварских обществах фигура вождя
значила больше, чем можно было бы предположить для коллективистского сознания.
Судьба вождя нередко оказывалась судьбой племени. Еще в 452 году Аттила осаждал
Рим, внимал мольбам и угрозам папы Льва I (440 – 46I годы), а в 453 году внезапно
умер, и вместе с ним закатилась звезда азиатских завоевателей. В дальнейшем
гунны были ассимилированы более развитыми кельтскими народами Центральной
Европы, потомки гуннов в VI веке вошли в племенное объединение аваров.
Факт недолгого существования державы гуннов оставил в недоумении историков. Ф.
Альтехейм рассматривал Гуннское государство как феодальное. Вирт указывал на
признаки наследственной монархии. Я. Харматт подчеркивал наличие различных
социальных стратов в гуннском обществе. Э. А. Томпсон, напротив, настаивал на
деструктивном характере этого тюркского союза племен. Гунны, по его мнению,
отошли от производительного труда и выродились в объединение мародеров.
Венгерские историки не считают общество гуннов ни феодальным, ни
раннефеодальным; оно находилось на стадии военной демократии.
История древних цивилизаций →
Бургунды → |