Идеалом фашизма является свободное самоценное существование своей нации.
Реальным воплощением нации является национальное государство. Путем к
возрождению нации является “национальная революция”, то есть возвращение к
истокам, началам национальной жизни. Движущей силой “фашистской революции”
должна являться партия, состоящая из национально одухотворенных граждан, ведомых
вождем (“дуче”, “фюрер”), который является наиболее национально мыслящим либо в
силу своей незаурядности, либо “по воле судьбы”. Итогом “революции” должна стать
тотальная перестройка государства. Здесь фашистские модели различны.
Итальянский вариант – “корпоративное государство”: должны быть ликвидированы все
структуры, подчеркивающие различия в нации (запрет партий, профсоюзов, любых
негосударственных объединений вообще). Основой общества является корпорация -
объединение граждан по производственно-профессиональному принципу (то есть
предприниматели, рабочие, служащие, ремесленники и т.п., работающие в одной
области). Корпорации наделены широкими правами – от установления норм труда в
отрасли до вопросов ценообразования. Таким образом, фашистское государство
пыталось решить все социально-экономические вопросы на уровне
принудительно-согласительного сообщества граждан, прямо связанных с той или иной
сферой общества.
Германский вариант – национал-социалистическое государство. Народ должен
сплотиться вокруг НСДАП, ведомой вождем германского народа А. Гитлером.
Государственная и общественная жизнь непосредственно направлялась руководством
партии и контролировалась партийными организациями и партийной полицией – СС. В
отличие от итальянских, германские фашисты более широко прибегали к репрессиям и
открытому террору.
Итак, несколько различными методами, но фашистские государства (причем не только
в Германии и Италии) контролировали все сферы жизни – от экономики до семьи. Уже
в 1930-е годы по отношению к этому антидемократическому феномену начинает
употребляться понятие “тоталитаризм”. И хотя понятие это идеологизировано и
неоднозначно, все же применительно к тому периоду европейской истории можно
отнести следующее определение тоталитаризма:
1) политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой
пронизаны все сферы жизни общества;
2) существует единственная массовая партия, членство в которой открыто лишь для
небольшой части населения. Партия обладает олигархической структурой и либо
переплетается с государственной бюрократией, либо контролирует ее;
3) управление осуществляется посредством террора, направляемого партией и тайной
полицией;
4) средства массовой информации находятся под жестким контролем властей;
5) партия и многочисленные контролируемые ею вспомогательные структуры поощряют,
вознаграждают и направляют активное участие граждан в выполнении политический и
социальных функций. Пассивное повиновение и апатия, согласие людей с ролью
отверженных и управляемых, к чему стремятся многие авторитарные режимы, здесь
рассматриваются правителями как нежелательные;
6) средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством;
7) последние контролируют также экономическую жизнь страны.
Надо отметить, что в наше время под тоталитарными, как правило, понимают лишь
два государства: гитлеровскую Германию 1933-1945 годов и сталинский СССР с
середины 1920-х по 1953 год. Однако многие перечисленные признаки обнаруживаются и у
политических режимов диктаторских и фашистских государств межвоенной Европы: в
Италии, Испании, Австрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Португалии.
Итак, в конце 1920-х - середине 1930-х годов демократия пала во многих государствах Европы.
История древних цивилизаций →
Политический кризис в странах Европы → |