Маурья, это династия царей Магадхи в IV-II веках до нашей эры.
Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни
страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за
исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства. У античных
авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с
греко-македонскими гарнизонами и наместниками, которые были посажены в Индии
Александром Македонским. Примерно в 314 году до нашей эры. Чандрагупта стал полноправным
правителем, основателем новой династии – Маурьев, но политическая обстановка
продолжала оставаться крайне напряженной, особенно сложными были взаимоотношения
с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи
Александра. После войны, победу в которой фактически одержал Чандрагупта, был
заключен мир и ко двору маурийского царя Селевк направил своего посла Мегасфена.
Время шло, менялись цари и послы, пока наследником династии Маурьев не стал
Ашока, сама империя к тому времени включала не только области Западной,
Центральной, Восточной и Южной Индии, территории Пакистана и некоторые районы
Афганистана. Ашока был известен своим пристрастием к буддизму, очень много
путешествовал по местам паломничества Будды. После смерти Ашоки империя была
поделена на западную и восточную части, наследники императора не сумели
сохранить былое могущество страны, и в 180 году до нашей эры власть в Паталипутре
перешла к представителю новой династии – Шунгов.
Историческая справка. Ашока (санскр. — непечальный, радостный), правитель Магадхи в 268-232 до нашей
эры, индийский император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель
буддизма (чакравартин), к которому он обратился после кровавых войн; первый
царь, постригшийся в монахи. Государство Ашоки охватывало территорию почти всей
Индии и части современного Афганистана. Указы Ашоки
(«Надписи Ашоки») — важный исторический источник эпохи Маурьев. Его деяния
описаны в книге «Легенды об Ашоке» (Ашока-авадана). Огромное значение имеют
сохранившиеся в камне многочисленные указы императора — самые ранние памятники
индийской эпиграфики. В одном из указов названо семь текстов, которые совпадают с
фрагментами древнейших частей палийского канона. В первом указе запрещалось
убивать или приносить в жертву животных, устраивать пиры чревоугодия. Во втором
— повелевается строить лечебницы для людей и животных, рыть для тех и других
колодцы, сажать целебные травы и деревья. В тринадцатом — царь сожалеет о своих
былых заблуждениях, приведших к войнам, убийствам, жестокости. В двенадцатом
провозглашается веротерпимость: «Всякая чужая вера должна быть уважаема.., и
тот, кто чтит свою веру и порицает чужую из преданности своей вере.., тот сильно
вредит своей вере. И потому только согласие и полезно, так чтобы люди слышали
один закон другого и чтобы они любили слушать его».
История древних цивилизаций →
Кушанская и Гуптская империи → |