В середине Х века, когда каролингская династия, выдвигавшая императоров,
угасала, и после смерти Лотаря II императорский престол оказался вакантным,
произошло стремительное возвышение саксонской династии германских королей.
Особенно возвысился Оттон I Великий (936–973 годы). В 951 году, воспользовавшись
жалобой Адельгейды, вдовы Лотаря II, заточенной в Каносском замке, он совершил
поход в Италию, освободил наследницу Итальянского королевства Адельгейду и, обвенчавшись с ней,
добавил к короне короля Германии регалии Итальянского королевства. После громкой победы при Лехе
в 955 году покончившей с набегами венгров, Оттон I получил всеобщее признание
как охранитель спокойствия в христианском мире, а германцы снискали репутацию
богоизбранного народа. Неслучайно именно к нему обратился за помощью папа Иоанн
ХII, теснимый многими врагами. В 961 году Оттон I с триумфом вошел в Рим и как
избранный Богом победитель получал сеньориальные права на Священный город и
императорский венец. Год спустя он торжественно короновался императорской
короной, провозгласив утверждение «Священной Римской империи германской нации».
При нем власть императора была настолько сильна, а состояние римской церкви –
настолько плачевно, что в лице Оттона видели единственного достойного правителя
всего христианского универсума и предстателя перед Богом, который мог судить,
смещать, назначать римских пап и председательствовать на церковных соборах.
Вскоре после помазания Оттон призвал ведшего безнравственную жизнь папу Иоанна
ХII к ответу, созвал собор, который осудил первосвященника, лишив его сана и
отлучив от церкви. По определению императора папой был избран Лев VIII (963–965
годы), который принес присягу на верность Оттону I. Император стал
практиковать назначение на церковные должности. В частности, известно, что он
отправлял на Русь Адальберта в качестве епископа, впрочем, вскоре изгнанного.
Низложенный Иоанн ХII, однако, не согласился с решением суда, считая императора
неправомочным созывать собор, руководить его деятельностью и вообще вмешиваться
в дела церкви. Он начал войну с императором, заняв Рим, заставив бежать Льва
VIII и аннулировав постановления Оттоновского собора. Развязка последовала
неожиданно: однажды папу нашли мертвым на ложе одной из его любовниц, убитым, по
словам хрониста, самим Дьяволом. В преемники ему был избран Бенедикт V (964
год), не признанный императором, отстраненный от управления церковью и сосланный в провинцию.
Подобно Оттону Великому вели себя в отношении папства и его наследники – Оттон
II (973–983 годы) и особенно Оттон III (983–1002 годы), сын византийской
принцессы, возродивший пышность римского двора с присущими тому этикетом,
одеждами и придворными должностями, обладавший возвышенной поэтической душой,
несколько преувеличенно сравниваемый с Аристотелем и Константином. Его учителем
и духовником был монах Герберт Ориньякский – один из ученейших людей того
времени, алхимик и астролог, предсказывавший близкий конец света, теолог и
математик, введший в употребление арабские цифры. По воле императора он был
вознесен на папский престол под именем Сильвестра II (999–100З годы). С его
теологической деятельностью связано формулирование концепции «универсальной
монархии», во главе которой призван стоять император, получавший власть над
христианскими народами по «божественному мандату». Его соправителем является
папа, который должен отказаться в пользу императора от притязаний на светские
прерогативы, оставляя за собой только дела веры. Здесь Сильвестр II впервые
высказал сомнение в истинности грамоты о «Константинове Даре», часто
использовавшейся для обоснования теократических амбиций Рима. Согласие между
империей и католической церковью на основе признания верховенства императора
оказалось возможным только при Оттоне III и Сильвестре II и только накануне
Первого конца Света, перед наступлением 1000 года, когда император и папа
соорудили в Риме высокую башню, обставленную свечами, на которой и тот, и
другой, встав на колени, денно и нощно молились о спасении всего христианства.
Кризис церкви и возвышение империи, неизбежно повлекшее за собой реновацию
язычества, вызывали эпидемии страха самим фактом существования этих двух
противоборствующих сил подобно борьбе Христа и Антихриста. Пугала раздвоенность,
невозможность выбора истины. Свой путь преодоления губительного раздвоения
предложили в Х веке идеологи клюнийского движения, прежде всего Святой Эдд –
основатель монастыря в Клюни. Главной бедой современной ему церкви он считал ее
обмирщение, ведущее к разрыву между высоким призванием к спасению и мирским
стремлением к власти, богатству и телесным наслаждениям. Им были сформулированы
основные принципы исправления церкви: во-первых, запрет практики продажи
церковных должностей (симония), приведшей к тому, что папами, епископами и
аббатами становились не обладавшие должными достоинствами; во-вторых, осуждение,
как недопустимого, сожительства священников с женщинами (конкубинат),
втягивавшего церковь в сети мирских интересов, имущественных и наследственных
споров, и одновременно восстановление обета безбрачия (целибат); в-третьих,
упразднение обычая светской инвеституры, ставившего церковь в вассальную
зависимость. Движение, начатое Эддом, не только привело к выводу церкви из
кризиса и повышению ее авторитета, но и придало силы для утверждения своего превосходства над империей.
История древних цивилизаций →
Диктат церкви → |