Хранилище мифологии
 

Средневековая цивилизация Европы

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Империя Оттонов

В середине Х века, когда каролингская династия, выдвигавшая императоров, угасала, и после смерти Лотаря II императорский престол оказался вакантным, произошло стремительное возвышение саксонской династии германских королей. Особенно возвысился Оттон I Великий (936–973 годы). В 951 году, воспользовавшись жалобой Адельгейды, вдовы Лотаря II, заточенной в Каносском замке, он совершил поход в Италию, освободил наследницу Итальянского королевства Адельгейду и, обвенчавшись с ней, добавил к короне короля Германии регалии Итальянского королевства. После громкой победы при Лехе в 955 году покончившей с набегами венгров, Оттон I получил всеобщее признание как охранитель спокойствия в христианском мире, а германцы снискали репутацию богоизбранного народа. Неслучайно именно к нему обратился за помощью папа Иоанн ХII, теснимый многими врагами. В 961 году Оттон I с триумфом вошел в Рим и как избранный Богом победитель получал сеньориальные права на Священный город и императорский венец. Год спустя он торжественно короновался императорской короной, провозгласив утверждение «Священной Римской империи германской нации». При нем власть императора была настолько сильна, а состояние римской церкви – настолько плачевно, что в лице Оттона видели единственного достойного правителя всего христианского универсума и предстателя перед Богом, который мог судить, смещать, назначать римских пап и председательствовать на церковных соборах. Вскоре после помазания Оттон призвал ведшего безнравственную жизнь папу Иоанна ХII к ответу, созвал собор, который осудил первосвященника, лишив его сана и отлучив от церкви. По определению императора папой был избран Лев VIII (963–965 годы), который принес присягу на верность Оттону I.

Император стал практиковать назначение на церковные должности. В частности, известно, что он отправлял на Русь Адальберта в качестве епископа, впрочем, вскоре изгнанного. Низложенный Иоанн ХII, однако, не согласился с решением суда, считая императора неправомочным созывать собор, руководить его деятельностью и вообще вмешиваться в дела церкви. Он начал войну с императором, заняв Рим, заставив бежать Льва VIII и аннулировав постановления Оттоновского собора. Развязка последовала неожиданно: однажды папу нашли мертвым на ложе одной из его любовниц, убитым, по словам хрониста, самим Дьяволом. В преемники ему был избран Бенедикт V (964 год), не признанный императором, отстраненный от управления церковью и сосланный в провинцию.

Подобно Оттону Великому вели себя в отношении папства и его наследники – Оттон II (973–983 годы) и особенно Оттон III (983–1002 годы), сын византийской принцессы, возродивший пышность римского двора с присущими тому этикетом, одеждами и придворными должностями, обладавший возвышенной поэтической душой, несколько преувеличенно сравниваемый с Аристотелем и Константином. Его учителем и духовником был монах Герберт Ориньякский – один из ученейших людей того времени, алхимик и астролог, предсказывавший близкий конец света, теолог и математик, введший в употребление арабские цифры. По воле императора он был вознесен на папский престол под именем Сильвестра II (999–100З годы). С его теологической деятельностью связано формулирование концепции «универсальной монархии», во главе которой призван стоять император, получавший власть над христианскими народами по «божественному мандату». Его соправителем является папа, который должен отказаться в пользу императора от притязаний на светские прерогативы, оставляя за собой только дела веры. Здесь Сильвестр II впервые высказал сомнение в истинности грамоты о «Константинове Даре», часто использовавшейся для обоснования теократических амбиций Рима. Согласие между империей и католической церковью на основе признания верховенства императора оказалось возможным только при Оттоне III и Сильвестре II и только накануне Первого конца Света, перед наступлением 1000 года, когда император и папа соорудили в Риме высокую башню, обставленную свечами, на которой и тот, и другой, встав на колени, денно и нощно молились о спасении всего христианства.

Кризис церкви и возвышение империи, неизбежно повлекшее за собой реновацию язычества, вызывали эпидемии страха самим фактом существования этих двух противоборствующих сил подобно борьбе Христа и Антихриста. Пугала раздвоенность, невозможность выбора истины. Свой путь преодоления губительного раздвоения предложили в Х веке идеологи клюнийского движения, прежде всего Святой Эдд – основатель монастыря в Клюни. Главной бедой современной ему церкви он считал ее обмирщение, ведущее к разрыву между высоким призванием к спасению и мирским стремлением к власти, богатству и телесным наслаждениям. Им были сформулированы основные принципы исправления церкви: во-первых, запрет практики продажи церковных должностей (симония), приведшей к тому, что папами, епископами и аббатами становились не обладавшие должными достоинствами; во-вторых, осуждение, как недопустимого, сожительства священников с женщинами (конкубинат), втягивавшего церковь в сети мирских интересов, имущественных и наследственных споров, и одновременно восстановление обета безбрачия (целибат); в-третьих, упразднение обычая светской инвеституры, ставившего церковь в вассальную зависимость. Движение, начатое Эддом, не только привело к выводу церкви из кризиса и повышению ее авторитета, но и придало силы для утверждения своего превосходства над империей.

История древних цивилизаций
Диктат церкви





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций