Наиболее влиятельным среди реформаторских движений эпохи Возрождения оказался кальвинизм. Его
основателем был французский богослов, один из лидеров Реформации, Жан Кальвин (1509–1564). Фундаментальные принципы своего
учения он изложил в трактате «Наставления в истинной христианской вере». Главенствующее
положение занимал принцип абсолютного предопределения. Человек, учил Кальвин,
предопределен к спасению или наказанию еще до рождения; он не в силах изменить
этого предопределения; узнать о своей участи человек может по успеху, поскольку
успех является результатом Бога, а Бог помогает только тому, кого он предызбрал
к спасению. Эта идея стала самым сильным обоснованием предпринимательской
деятельности, дала моральную санкцию успеху в коммерции, банковских операциях,
индустрии. Кроме этого Кальвин выдвинул принцип мирского аскетизма, согласно которому
собственность стала рассматриваться как дар божий, подобно таланту,
исключительным способностям; поэтому собственность нельзя безумно расточать, ее
нужно беречь, приумножать, дабы приумноженной передать потомкам; отсюда –
осуждение гурманства, пьянства, роскоши, раздачи милостыни.
Отец Кальвина служил в Нуайоне распорядителем при дворе местного епископа. В 1523 году он послал сына в Париж
для изучения теологии. Жан учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал
право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и
древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи
христианского гуманизма и был близок по взглядам к Эразму Роттердамскому и
Лефевру д'Этаплю. В 1532 году вышел его первый труд — комментарий к произведению
Сенеки «О снисходительности». В эти же годы Кальвин познакомился с учением
Мартина Лютера. Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство,
не сохранилость. Но в 1533 году в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во
Франции Кальвину пришлось покинуть Париж.
Кальвин поселился на севере Швейцарии — в Базеле, протестантском городе, жители
которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он
преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому
переводу Библии. В 1536 году выходит первое издание его главного труда
«Установления христианской веры» — систематический свод протестантского
вероучения. В скором времени после успеха книги Кальвина лидер женевской Реформации Гийом Фарель уговаривает
ученого теолога принять участие в религиозном обновлении Женевы.
В 1541 году Кальвин начал преобразования в Женеве. Была избрана консистория, в
которую вошли пресвитеры; они исполняли службу государству, ministerium, отсюда
их позднейшее название – министры. Консистория являлась одновременно
законодательным собранием, правительством и высшей судебной инстанцией. Была
провозглашена республика, главой исполнительной власти, в должности викария,
стал Жан Кальвин. Были приняты законы против роскоши, пьянства,
азартных игр, запрещены многочисленные праздники, кроме Рождества и Пасхи;
секуляризованы земли католической церкви и распроданы с аукциона; были закрыты
монастыри, и монахи обязаны были трудоустроиться; были уничтожены иконы,
отменены таинства, кроме крещения и причащения; стали преследоваться тунеядство,
попрошайничество, супружеская неверность.
Кальвинизм вышел далеко за пределы Женевы. Он распространился во Франции,
получил название гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной
Франции в 70–80-е годы XVI века. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел
к восстанию Нидерландов против испанского абсолютизма, которое порой называют
Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в конечном
счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и
колонистами он укоренился в Америке.
Наиболее умеренным направлением в Реформации стало англиканство. Идеи
англиканской реформы церкви были поддержаны парламентом, который в 1535 году
принял «Акт о супрематии», объявлявший главой новой церкви короля Англии Генриха
VIII Тюдора (1491–1547). Он назначал архиепископа Кентерберийского,
примаса Англии, который руководил чисто церковными делами; король назначал
епископов, распоряжался церковными землями и имуществами, управлял доходами
церкви. Вводился английский язык в богослужении, использовался английский
перевод Библии, выполненный еще во второй половине XIV века Джоном Уиклифом (1330–1384).
В остальном англиканство не порывало с католицизмом: сохранялось почитание
икон, оставались таинства, продолжали отмечаться те же праздники, признавались
те же догматы, кроме догмы о супрематии папы.
В целом Реформация привела к созданию национальной государственности и
соответствовавшей ей национальной церкви, к возвышению предпринимательских и
вообще производительных социальных групп, которые в отдельных государствах
добились установления Республики (Швейцария, Нидерланды); Реформация привела к
утверждению буржуазной идеологии и морали.
История древних цивилизаций →
Революция в естествознании → |