Хранилище мифологии
 

Истоки индустриальной цивилизации

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Кальвинизм

Наиболее влиятельным среди реформаторских движений эпохи Возрождения оказался кальвинизм. Его основателем был французский богослов, один из лидеров Реформации, Жан Кальвин (1509–1564). Фундаментальные принципы своего учения он изложил в трактате «Наставления в истинной христианской вере». Главенствующее положение занимал принцип абсолютного предопределения. Человек, учил Кальвин, предопределен к спасению или наказанию еще до рождения; он не в силах изменить этого предопределения; узнать о своей участи человек может по успеху, поскольку успех является результатом Бога, а Бог помогает только тому, кого он предызбрал к спасению. Эта идея стала самым сильным обоснованием предпринимательской деятельности, дала моральную санкцию успеху в коммерции, банковских операциях, индустрии. Кроме этого Кальвин выдвинул принцип мирского аскетизма, согласно которому собственность стала рассматриваться как дар божий, подобно таланту, исключительным способностям; поэтому собственность нельзя безумно расточать, ее нужно беречь, приумножать, дабы приумноженной передать потомкам; отсюда – осуждение гурманства, пьянства, роскоши, раздачи милостыни.

Отец Кальвина служил в Нуайоне распорядителем при дворе местного епископа. В 1523 году он послал сына в Париж для изучения теологии. Жан учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к Эразму Роттердамскому и Лефевру д'Этаплю. В 1532 году вышел его первый труд — комментарий к произведению Сенеки «О снисходительности». В эти же годы Кальвин познакомился с учением Мартина Лютера. Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство, не сохранилость. Но в 1533 году в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции Кальвину пришлось покинуть Париж.
Кальвин поселился на севере Швейцарии — в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии. В 1536 году выходит первое издание его главного труда «Установления христианской веры» — систематический свод протестантского вероучения. В скором времени после успеха книги Кальвина лидер женевской Реформации Гийом Фарель уговаривает ученого теолога принять участие в религиозном обновлении Женевы.

В 1541 году Кальвин начал преобразования в Женеве. Была избрана консистория, в которую вошли пресвитеры; они исполняли службу государству, ministerium, отсюда их позднейшее название – министры. Консистория являлась одновременно законодательным собранием, правительством и высшей судебной инстанцией. Была провозглашена республика, главой исполнительной власти, в должности викария, стал Жан Кальвин. Были приняты законы против роскоши, пьянства, азартных игр, запрещены многочисленные праздники, кроме Рождества и Пасхи; секуляризованы земли католической церкви и распроданы с аукциона; были закрыты монастыри, и монахи обязаны были трудоустроиться; были уничтожены иконы, отменены таинства, кроме крещения и причащения; стали преследоваться тунеядство, попрошайничество, супружеская неверность.
Кальвинизм вышел далеко за пределы Женевы. Он распространился во Франции, получил название гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной Франции в 70–80-е годы XVI века. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел к восстанию Нидерландов против испанского абсолютизма, которое порой называют Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в конечном счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и колонистами он укоренился в Америке.

Наиболее умеренным направлением в Реформации стало англиканство. Идеи англиканской реформы церкви были поддержаны парламентом, который в 1535 году принял «Акт о супрематии», объявлявший главой новой церкви короля Англии Генриха VIII Тюдора (1491–1547). Он назначал архиепископа Кентерберийского, примаса Англии, который руководил чисто церковными делами; король назначал епископов, распоряжался церковными землями и имуществами, управлял доходами церкви. Вводился английский язык в богослужении, использовался английский перевод Библии, выполненный еще во второй половине XIV века Джоном Уиклифом (1330–1384). В остальном англиканство не порывало с католицизмом: сохранялось почитание икон, оставались таинства, продолжали отмечаться те же праздники, признавались те же догматы, кроме догмы о супрематии папы. В целом Реформация привела к созданию национальной государственности и соответствовавшей ей национальной церкви, к возвышению предпринимательских и вообще производительных социальных групп, которые в отдельных государствах добились установления Республики (Швейцария, Нидерланды); Реформация привела к утверждению буржуазной идеологии и морали.

История древних цивилизаций
Революция в естествознании





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций