Коммуна (от лат. communis — общий), в средневековой Западной Европе — городская община, добивавшаяся от феодалов прав самоуправления.
Конституирование свободных самоуправлявшихся городов происходило различными
путями. Часть городов, лежащих на побережье Средиземного моря (Монпелье, Генуя,
Пиза, Венеция и др.), сделали колоссальные накопления на торговле с Востоком и
смогли выкупить весь объем привилегий, закрепленных в хартиях вольностей. Часть
городов достигли прав самоуправления в результате компромисса, соглашения с
настоящим сеньором. Наконец, часть городов завоевали свои свободы в открытой
борьбе с сеньором – императором, королем, папой. В этом последнем случае
историки говорят о «коммунальном движении» или о «коммунальной революции».
Наиболее упорный характер носила борьба за коммуну в Милане. В 1160 году в
Милане произошло восстание, были изгнаны чиновники императора Фридриха I
Барбароссы, провозглашена коммуна, символом которой стала caroccio – повозка.
Император штурмом захватил город, велел горожанам пройти перед ним в параде
ослов, постановил выселиться горожанам из Милана, велел разрушить город,
вспахать центральную площадь и посыпать пашню солью. Рядом с Миланом возник
город-спутник Аллессандрия, названный в честь римского папы Александра III.
Коммуна возглавила борьбу против Фридриха I, образовала Ломбардскую лигу городов.
В 1176 году произошла битва при Леньяно, в которой городское ополчение
разбило армию Барбароссы. Сам император бежал с поля боя, бросив знаки
императорского достоинства. Потерпев сокрушительное поражение в битве при Леньяно, Фридрих I Барбаросса
вынужден был отменить Ронкальские постановления. В 1183 Барбаросса заключил с Ломбардской лигой Констанцский мир,
по которому отказался от многих претензий в Северной Италии. Миланская коммуна была восстановлена.
Порой историки оценивают коммунальное движение как антифеодальное. В
действительности это была борьба за легитимацию, узаконивание привилегированного
статуса города в системе феодальной иерархии. Более правы те исследователи,
которые рассматривают средневековый город как коллективного сеньора, обладавшего
теми же правами, что и сюзерены, представители высшей иерархии. Именно поэтому
между городами складывались отношения, аналогичные отношениям между сеньором и вассалом.
История древних цивилизаций →
Сословная структура средневекового общества → |