Ее истоки настолько теряются в глубокой древности, что когда английскими учеными
Флиндерсом Питри и Джорджем Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она
была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили
назвать неегипетской. Предполагалось, что египетская культура базируется на
многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных,
сахарско-суданских или африканских. Африканская по происхождению,
древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения
к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила
проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному
земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в
долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав –
более стабильным. Географическая изолированность Египта обусловила самобытность
его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам
с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь
традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса,
угрожавшего гармонии египетского государства. Хозяйственная и этническая стабильность –
одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот
неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.
Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной
(постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы
ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере
социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии,
появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных
представлений, культа обожествленного правителя, солярного круга, специфических
египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма,
восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер,
уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация
приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического
периода (3300 – 3000 годы до нашей эры) и Раннее царство – время возникновения единого
египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей
египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. Одна из таких
черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым
мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы
счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают
возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи
официальных лиц.
В эпоху Раннего царства формируются характерные черты
сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель,
носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается
царская титлатура из четырех имен. Царствование фараонов в течение трех тысяч лет над
Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как
именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа
Маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное
отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом
Гором, после смерти фараон становился Осирисом. Свою цивилизацию египтяне изначально считали
созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины.
Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом
обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам,
царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок,
справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и
искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как
слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога,
создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также
Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему
приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были
написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов,
ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы,
записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое
свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу
царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при
жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от
его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба
страны. Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей
древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской
культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в
загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными
бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные
оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной
маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а
затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество
погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.
История древних цивилизаций →
Тексты пирамид → |