Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил
распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские
дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3)
правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере
признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский,
маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических
прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон
(шариат), который по сей день остается главным источником законодательства
большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная
нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную
догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные
отношения. То есть в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое
начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается
прежде всего как религиозно-этическое. Военизированный характер исламского общества не должен заслонять его
толерантности. В исламских странах не преследовались иноверцы – христиане,
иудеи, зороастрийцы, буддисты; сохранялись унаследованные от предшествующих
цивилизаций развитая агротехника, практика строительства городов и дорог,
система сухопутных и морских коммуникаций, технологии, науки, традиции
образования и культуры.
Особой открытостью к усвоению лучших достижений прежних культур отличались
арабы. Арабские ученые и инженеры унаследовали ближневосточные технологии
обработки железа, получения стали. Они создали новую марку сверхпрочной стали –
булат. Арабские алхимики научились получать селитру (азотнокислый калий) в
результате отделения и очистки солей, выявили взрывчатые свойства селитры и
намного раньше европейцев пришли к созданию пороха. Известно, что арабы
использовали «грохочущие трубы» во время штурма испанских городов. Само слово
«алхимия» арабского происхождения, как и производное от него европейское слово
«химия». Арабские алхимики, обосновавшиеся на острове Сицилия, первыми создали
перегонный куб и получили спирт. Слово «алкоголь» также является заимствованием
из арабского языка. Арабы раньше европейцев научились изготавливать бумагу, и
это слово производно от названия каирского квартала, где находились самые
знаменитые в средние века мастерские по производству бумаги. Арабы раньше, чем
европейцы, стали использовать компас и делать компасные карты; самой ранней и
самой известной из них является карта Идриси (XII век). Арабы усвоили технику мореплавания своих предшественников и превратились в один
из самых развитых морских народов того времени. Арабские мореходы знали
акватории Индийского и Тихого океанов, они доходили до Китая и Японии, знали
острова Полинезии, были знакомы с маршрутами плавания вдоль Африки.
В развитии наук исключительная роль принадлежит «Дому мудрости», своеобразной
мусульманской академии и переводческому институту, созданному халифом Харун
ар-Рашидом (763/766 – 809 годы). Здесь были выполнены переводы с греческого языка
на арабский лучших античных сочинений по математике, геометрии, астрономии. В
частности, были переведены «Начала» Эвклида, книги Птолемея, названные арабским
переводчиком «Альмагест». Арабы восприняли индийское счисление, несколько
изменили его и ввели в обиход во всем мусульманском мире от Индии до Пиренеев.
Европейцы заимствовали у арабов нумерацию, и с XI в. стали использоваться
арабские цифры. Тогда же в Европе стала известна «алгебра», обязанная своим
становлением и самим названием арабам. Из арабских ученых наибольшую известность приобрели Аль-Кинди (800 – 870),
тонкий знаток Аристотеля, критик Корана; Ибн Рушд, или Аверроэс (1126 – 1198), отвергавший Бога, считавший материю вечной;
Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер,
открывший методы дистилляции кислот, очищения металлов, технологии
крашения тканей и кожи; Мухаммед аль-Баттани (858 – 929), создатель
обсерватории; Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази, или Разес (865 – 925),
учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ.
Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в
результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли
и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается
мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются
различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного
философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию
определенных рационалистических тенденций в теологии, а в IX-XII веках возникновению
и расцвету арабской философии (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина). В то же время получает развитие суфизм — мистическое
направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а
впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие
течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам
развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин
происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными
культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и
научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы
государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших
влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.
История древних цивилизаций →
Градостроительство мусульман → |