Хранилище мифологии
 

Эллинская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Художественная культура и религия эллинов

Технические достижения эллинов, кроме, пожалуй, паровых машин, широко использовались в архитектуре. Эллины значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского города. Эллины разработали все основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав своеобразную строительную азбуку; неслучайно греческие названия многих архитектурных элементов сохраняются в современных европейских языках. Древнейшие известные нам греческие скульптуры датируются еще VII веком до нашей эры. По легенде, первым создателем скульптур был мастер Дедал. В классическую эпоху (V век до нашей эры) греческие скульпторы создавали рельефы и статуи богов и героев для украшения храмов; к этому добавлялись светские образы — изваяния победителей Олимпийских игр и государственных деятелей. Греческие мастера открыли в скульптуре движение, первыми научились с помощью жестов, позы передавать момент активного действия. В V столетии до нашей эры великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликтет, каждый по-своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Их идеалом был совершенный образ человека, лицо которого не может быть тронуто никакой эмоцией.

Предметом особой гордости эллинских мастеров были семь чудес света. Прежде всего, это храм Артемиды в Эфесе; он был построен на болотистой местности, предварительно осушенной; котлован под фундаментом был наполнен овечьей шерстью, смешанной с углем, что должно было обеспечить повышенную сейсмоустойчивость; этот храм был сожжен Геростратом в 356 году до нашей эры, году рождения Александра Македонского. Затем, это гробница царя Карии Мавсола, воздвигнутая его женой, давшая название усыпальницам правителей – мавзолеи; она была трехступенчатой; наверху стояла мраморная квадрига со статуями Мавсола и его жены. Далее – храм Зевса Олимпийского; в нем была статуя Зевса 18 метров высотой, выполненная Фидием в хрисоэлефантинной технике, то есть из золота и слоновой кости; для того, чтобы Зевсу во время сакральных трапез подносить пищу, был сооружен лифт. Следующим чудом света был Фаросский маяк; он находился на острове Фарос в дельте Нила, соединенном искусственной насыпью с материком; по насыпи были проложены рельсы и по ним ходили вагонетки, на которых к башне маяка подвозились стволы деревьев; затем деревья при помощи лебедок подымались внутри полой башни наверх, где составлялись в шатер и поджигались. Вслед за этим следует упомянуть еще один маяк – Родосский колосс. Выше названные чудеса света не сохранились. Дошли до наших дней, хотя и не целиком, храм Эрехтейон в Афинах, украшенный кариатидами, и алтарь Зевса в Пергаме. Характерно, что Парфенон, шедевр Иктина и Калликрата, украшающий Афинский акрополь, не входил в число семи чудес. Не причислялась к ним и Александрийская библиотека, представлявшая собой целый город интеллектуалов: частью библиотеки были не только хранилища, читальные залы, но и парки с бассейнами и фонтанами, ботанический сад, зоопарк, Мусейон, то есть храм девяти муз, превратившийся в музей. Эллины первыми стали строить стадионы, ипподромы и театры.

Изобретение алфавита дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей: поэтами были военачальники и политики, жрецы и законодатели; стихами были записаны законы и научные трактаты. В VIII веке до нашей эры возник греческий алфавит, а уже в VII веке до нашей эры мы застаем в Элладе блестящую поэзию, разнообразие поэтических форм и жанров. Самым талантливым был Архилох (704–640 годы до нашей эры), сын рабыни, оруженосец бога войны Ареса, погибший в битве. Он считается родоначальником лирики, самой чувственной и интимной поэзии; он впервые ввел эподы, то есть басни и сатиру. В VI веке до нашей эры в мире поэтов Эллады первенствовала Сафо, основательница женской общины, посвященной Афродите, грациям и музам, своеобразной школы любви, прославившей Лесбос. Тогда же зародилась трагедия: еще Писистрат устраивал во время Дионисийских празднеств состязание трагедий. Но подлинным создателем трагедии стал Эсхил (VI–V века до нашей эры), герой Марафонской и Саламинской битв. Если трагедия считалась возвышенным жанром и была обращена к богам и героям, то комедия являлась сниженным жанром, подобающим для отражения человеческих деяний. Творцом комедии был Аристофан (около 385 года до нашей эры), сын селянина. Среди состязаний на Олимпиадах и других играх особое место занимали конкурсы поэтов и певцов, которые также награждались лавровыми венками и прославлялись в скульптуре. Эллада в древности была самой просвещенной страной, где все читали и писали. Каталог писателей Эллады, составленный Каллимахом, включал 1100 имен. Эллинские писатели отличались удивительной плодовитостью. Некий Дидим был отмечен как автор 3500 книг; ни одна из них не сохранилась, что обычно бывает с сочинениями заурядными.

Для творчества большинства авторов характерны неоригинальность, компилятивность, зависимость от общих мифологических образов и сюжетов. Если попытаться в резюмирующей форме охарактеризовать религиозные воззрения эллинов, то следует начать с указания на присущий им пантеизм. Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками и театральных зрелищ, и официальных празднеств, и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дреады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы.

Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению.

Истоки театра в Древней Греции восходят к празднику Великих Дионисий. Ждец, восседающий в ладье на колесах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шествие дифирамбами (веселыми и шумными обрядовыми песнями). Актеры, занятые в театральных представлениях, надевали маски: веселые и грустные, трагические или комические. Официальной датой рождения греческого театра считается 534 год до нашей эры. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. Перед началом работы экклессии, гелиэи, булэ и других демократических органов обязательно приносились в жертву на специальных алтарях животные. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.

История древних цивилизаций
Судьбы эллинской цивилизации





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций