Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и
стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных
марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более
качественное оружие нападения и защиты.
Изготовление оружия у германцев было штучным, индивидуальным и представляло
собой священнодействие. Кузнец выступал магом, подчинявшим особыми заклинаниями
духов огня и металла. Кузнец сопровождал ковку сакральными песнопениями, ритмика
которых, между прочим, позволяла хронометрировать процессы накаливания, ковки и
охлаждения железа. Лезвия мечей делались многослойными. После охлаждения меч
закапывался в землю на 9 месяцев, считалось, что он должен был донашиваться в
утробе матери-земли до своего появления на свет. Обретение меча сопровождалось
видениями, чудесными явлениями; меч наделялся именем; по представлениям
германцев, меч обладал духовной силой, он мог предупреждать хозяина об
опасности, мог повелевать хозяину вынуть его из ножен. При этом мистическом
отношении к технологии изготовления оружия германцы смогли добиться
феноменальных практических результатов: в ходе девятимесячной коррозии
происходила последняя стадия очистки металла – все лишние, ненужные фракции
выступали в виде ржавчины на поверхности; затем эта ржавчина снималась
напильниками, и лезвие меча приобретало свой законченный вид. В свете солнечных
лучей это лезвие излучало радужное сияние; таким мечом германец мог рассечь
паутину в воздухе, волосинку в потоке воды, таким мечом германский воин мог
разрубить штампованный меч римлянина. В германских песнях упоминались герои,
которые одним ударом меча разрубали надвое римского воина в шлеме и панцире
вместе с конем. Это, конечно, поэтическая гипербола, но археологам известны
погребения римлян с рассеченными шлемами и доспехами.
Оружие защиты также изготавливалось у варваров совершенно иначе. Если римляне
делали сплошные панцири, то германцы предпочитали легкие рубашки из узких
пластин и колец. Германцы считали, что защищаться нужно не от видимого
противника, но от невидимых духов смерти; а от них надежной защитой является не
столько толстая сплошная броня, но непрерывный металлический звон, издаваемый
пластинчато-кольчатой рубашкой и удерживающий духов смерти на расстоянии.
Оказалось, что это иррациональное отношение к войне привело германцев к созданию
более надежного защитного вооружения, чем у римлян. Дело в том, что римский
панцирь был слишком жесткой конструкцией, не способной амортизировать удары
большой силы; римский воин погибал порой просто от чрезмерно сильного
сотрясения, от жесткой детонации, когда обрывались внутренние органы, без
видимых ран и увечий. А германская кольчуга могла амортизировать удары и служила
более сильной защитой. Превосходство германского оружия стало одним из факторов
исторической победы германцев над Римом.
Помимо металлообработки германцы достигли немалых успехов в стеклоделии. Они
умели волочить стеклянную проволоку, которую использовали для украшений; они
первыми научились получать листовое стекло, которое позднее стали использовать для остекления окон.
В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении
керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши.
В изготовлении одежды германцы использовали кройку и шитье; они различали
верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю и летнюю одежду; именно с германцами в Европе
распространились брюки, рубашки, сапоги; от германцев европейцы унаследовали
ношение париков, признак свободного состояния.
Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцев в судостроении и в
навигации. Предки германцев уже в эпоху неолита делали струги и ладьи,
управлявшиеся веслами. В I тысячелетии нашей эры германцы делали гребные и парусные корабли
20–30 метров длиной. Строительство корабля начиналось с киля, для которого
выбиралось дерево длиной до 50 метров Концы этого дерева вымачивались в особых растворах
и загибались, чтобы получалась форма дуги, полусферы. Затем к килю прикреплялись
ребра – шпангоуты, а на них набивались рейки борта, причем рейки накладывались
одна на другую внахлест, но не в стык, как было принято у римлян. Это создавало
повышенную пластичность бортов и всей конструкции корабля и усиливало его
амортизационные качества – корабль германцев мог плавать в открытом море и
океане, мог выдерживать любой шторм. Германцы использовали не треугольный парус,
характерный для римлян, но квадратный, который устанавливался поперек корабля и
позволял плавать даже против ветра. Для германцев корабль имел большее значение,
чем просто средство передвижения; корабль был для них жилищем и храмом, палуба
корабля была ложем; корабль позволял совершить последнее мистическое плавание из
посюстороннего мира в потусторонний; германцев поэтому отличала редкая
преданность кораблю, палубой которого клялись, и эта клятва считалась нерушимой;
с кораблем не расставались и могли совершать на нем многодневные плавания в
открытом морском пространстве. Неудивительно, что германцы совершали плавания
уже в VIII–IX веках в Северный Ледовитый океан, доходили до Полярного Урала, до
земли Биармии, отождествляющейся с Пермской землей. В IX веке германцы совершали
плавания в Атлантический океан и достигали Гренландии, которая в то время
действительно была зеленым островом. В X веке Лейв Эриксон доплыл до Америки, став
первооткрывателем этого континента.
Германцы были также искусными градостроителями. Их города отличались идеальной
круглой формой, подражавшей небесному городу героев – Вальгалле; улицы были
прямыми, пересекались под прямым углом; дома ставились в каре; город имел четыре
входа, ориентированных на четыре стороны света; город окружался стенами из
дерева, валом и рвом. Самым известным из таких городов был Треллеборг, на
территории нынешней Дании. Точно такой же город был обнаружен в XX веке на
побережье Атлантического океана, в Канаде; он был основан в X веке
северогерманскими колонистами, прибывшими вместе с Лейвом Эриксоном.
История древних цивилизаций →
Религия, мифология, эпос варваров → |