Другим итогом периода «краха идеологий» стали поиски новых систем
социально-политического объяснения мира. В этих поисках заметную роль играли
мотивы полного отвержения индустриального общества как антигуманного. Жизнь
индивида и общества подчинены интересам экономики и капитала. Потребление
развивается не в связи с потребностями человека, а в связи с потребностями
расширения капитала. Человек развивается (живёт) не сообразно своей воле, а в
рамках, жёстко задаваемых и диктуемых обществом, которое само по себе не есть
уже сообщество свободных людей. Таким образом, нынешнее состояние мира — это
отчуждение человека от его родовой сущности и вообще глобальное отчуждение от
гуманистических основ. Отчуждение мира от гуманизма ставит планету на грань
самоуничтожения людей в термоядерной войне или экологической катастрофе. Таков
технологический уровень антигуманной цивилизации.
Поэтому необходимо отказаться от идеологии и политики, оказавшихся в заложниках
мнимых индустриальных потребностей. Путями к этому разрыву являются
экологическое мышление, самоорганизация граждан для решения своих истинных нужд,
минуя официальные структуры общества и государства. В начале 1970-х годов вокруг
этих идей начинают организовываться неформальные объединения, сначала на местном
региональном уровне, затем на национальном и даже международном (например,
«Гринпис»).
Можно выделить несколько типов новых движений. Новые социальные
движения, на первых порах это направление включало в себя широко
распространившиеся в Европе и, частично в Америке, антивоенное (против войны во
Вьетнаме, против размещения новых видов ракет в Европе) и антиядерное
(перешедшее от проблемы борьбы с гонкой ядерных вооружений к пропаганде полного
устранения из жизни людей ядерных технологий, например АЭС). Новые социальные
движения втянули в свою орбиту многие миллионы людей. Однако новые социальные
движения получили своё окончательное выражение в экологическом движении
(«зелёные»). Партии «зелёных» (первая появилась в 1973 годуу в Великобритании)
вошли в парламенты большинства европейских государств, а в девяностые годы стали
членами правительственных коалиций во Франции, Италии, ФРГ и в ряде
восточноевропейских стран. Другим сегментом новых движений стали появившиеся в
1969 году в Западной Германии, а затем охватившие весь Запад — Движения
гражданских инициатив. Это объединения граждан для достижения какой-либо
конкретной цели, непосредственно затрагивающей их членов. Добиваться решения
своих проблем они пытаются либо путём самопомощи, либо через создание
общественного мнения и политического давления. Часто подобные выступления хорошо
организованы от локального до национального уровня. В 1970-е годы в рамках
движений за альтернативный образ жизни делались попытки возрождения коммун — как
самодостаточного общества, ныне подобные общины уже крайне редки.
Надо отметить, что новые социальные движения и гражданские инициативы оказали заметное влияние
на европейское общество. В «старые» идеологии были включены многие экологические
и демократические моменты «альтернативных движений». Произошло дальнейшее
укрепление гражданского общества на Западе как самодостаточного и независимого
от политической и государственной власти, произошло расширение реальной
демократии - расширение муниципального местного и регионального самоуправления,
увеличения числа местных референдумов как проявления прямой демократии.
История древних цивилизаций →
Формирование корпоративного капитализма → |