Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что
дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и
собственных побед. Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области
государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был
посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены
храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду
божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий.
Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в
Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II. Наивысший подъем
египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III — это же было время
наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта.
Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу
Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое
искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились
лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона, намного превосходил по
величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.
Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов
в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим
совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой
литературы («Сказка об обреченном царевиче», «Правда и Кривда», Миф об
истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика). В
новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой,
стены храмов и гробниц запечатлели бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев,
принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в
консервативную область древнеегипетской литературы: заупокойные тексты, гимны
богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план. Мир и
внешняя стабильность, казалось, надолго установившиеся в Египте с воцарением
Аменхотепа III после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына
Аменхотепа IV, который, изменив вере своих предков, на двенадцатом году своего
царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и
учреждает культ солнечного диска – Атона, по приказу царя в египетских надписях
уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на
«властитель», а знак бога – знаком, обозначавшим властителя, само солнце
мыслится не как бог, а как царь, отныне в мире правят только два царя: Солнце –
Атон, и его сын Эхнатон – Угодный Солнцу. Амарнский период был кратким, но
чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный
характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры,
впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы,
Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его
семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно
выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются
светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке.
Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется
некультовая лирика – любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и
включена в ритм жизни храма. После амарнского периода усиливается начавшаяся еще
при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая
проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов.
Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворы и пилоны с
монументальными статуями Рамсеса II, гигантский масштаб сооружений в Карнаке
первых фараонов XIX династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом
строительство гипостильного зала, пещерный храм Рамсеса III в Абу-Симбеле с
величественными статуями царя. По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с
новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением
египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного
завоевания – намеренная архаизациия, новая тенденция в египетской культуре на
волне усиления международных контактов. Один из лучших памятников этого периода
– стела Пианхи из «Гебель Баркала», красочное повествование о покорении Египта
царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени
классическими и литературными текстами. В период правления XXIV династии, при
которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры,
архаизация становится основой официальной политики, ушла в прошлое слава Фив,
культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный
центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой
матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают
нагромождением титулов, изображений – смешение стилей, внешняя стилизация в
ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения
свидетельствуют о многовековой шлифовке. После завоевания персами Египет
являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы,
непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве
стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты. Теперь Египет населяло
еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев,
которые приносили с собой свои обычаи и верования. С саисского периода
официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского
языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из
арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы,
хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его
культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с
местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям иногда изображался в
египетском военном облачении, Камбиз II был посвящен в мистерии Нейт и, как
саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского
владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии I
была записана «Повесть о Петеисе III» – это произведение является свидетельством
духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в
центре его внимания – преступные интриги священнослужителей, борющихся за
обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает
углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к
древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий,
от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода
завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области
государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к
усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен
предел при греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией,
она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической
культуры.
История древних цивилизаций →
Цивилизация Месопотамии → |