Хранилище мифологии
 

Цивилизация Древнего Египта

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Культура Нового царства

Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий. Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II. Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III — это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.

Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой литературы («Сказка об обреченном царевиче», «Правда и Кривда», Миф об истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика). В новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой, стены храмов и гробниц запечатлели бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев, принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в консервативную область древнеегипетской литературы: заупокойные тексты, гимны богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план. Мир и внешняя стабильность, казалось, надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына Аменхотепа IV, который, изменив вере своих предков, на двенадцатом году своего царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска – Атона, по приказу царя в египетских надписях уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на «властитель», а знак бога – знаком, обозначавшим властителя, само солнце мыслится не как бог, а как царь, отныне в мире правят только два царя: Солнце – Атон, и его сын Эхнатон – Угодный Солнцу. Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры, впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы, Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке. Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется некультовая лирика – любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и включена в ритм жизни храма. После амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов.

Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса II, гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов XIX династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, пещерный храм Рамсеса III в Абу-Симбеле с величественными статуями царя. По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания – намеренная архаизациия, новая тенденция в египетской культуре на волне усиления международных контактов. Один из лучших памятников этого периода – стела Пианхи из «Гебель Баркала», красочное повествование о покорении Египта царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими и литературными текстами. В период правления XXIV династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики, ушла в прошлое слава Фив, культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображений – смешение стилей, внешняя стилизация в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения свидетельствуют о многовековой шлифовке.

После завоевания персами Египет являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи и верования. С саисского периода официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы, хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям иногда изображался в египетском военном облачении, Камбиз II был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии I была записана «Повесть о Петеисе III» – это произведение является свидетельством духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре его внимания – преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры.

История древних цивилизаций
Цивилизация Месопотамии





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций