Становление системы образования в Китае восходит к чжоуской эпохе. Начальная
подготовка осуществлялась индивидуально частными наставниками на дому.
Последующее образование достигалось на секретарских должностях, которые длились
годами и десятилетиями до занятия чиновничьей должности. Первой общедоступной школой
была Жу-цзя – «Школа образованных людей», основанная
в 532 году до нашей эры Кун Фу-цзы (Конфуций). Здесь изучались история («Шу-цзин»), поэзия
(«Ши-цзин»), ритуалы («Ли-цзи»), «Канон сыновьей почтительности» («Сяо-цзин») и
«Канон музыки» («Юэ-цзин»); финалом образования считалось усвоение «Книги
перемен» («И-цзин»), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун
Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии
ставших выдающимися учеными, политиками, учителями. В подражание школе Жу-цзя
создавались другие частные учебные заведения средней и высшей ступени. Среди
последних можно выделить Фа-цзя – «Школу законников», в которой готовились
правоведы и государственные служащие. Сложившаяся практика сдачи экзаменов на
чиновничьи должности предъявляла повышенные требования к универсальной и специальной подготовке.
Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием.
Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга,
Запада и Востока выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и
картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной,
а его столицы – как Центра страны. В иньскую эпоху создавались карты Китая, в
центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились
инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а Земля – в форме квадрата.
Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная
страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах
лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу.
Отсюда и совершенно иное восприятие Запада и Востока. Запад оказывался справа от
смотрящего и отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и
мыслился как место рождения новой жизни.
Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет
(хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый
(бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя.
Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.
Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета
выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на
22 июня. Неслучайно с этого дня у древних китайцев начинался год. В
летоисчислении использовались несколько систем. Древнейший иньский календарь
насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев
и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время
отмечалось звоном колоколов столицы.
Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син),
оформившейся в чжоускую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл
(цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении,
взаимопереходе, определяя многообразие мира.
Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных
начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало,
абсолютный низ, вода. Энергия Ян движется по часовой стрелке, абсолютный минимум
и максимум приходятся соответственно на дни зимнего и летнего солнцестояния.
Энергия Инь направляется против часовой стрелки, и на те же самые дни, наоборот,
приходятся максимум и минимум силы Инь.
Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны
«магический квадрат» (Ло шу) и «магический крест» (Хэ ту). Их составлял
девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и
социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а
также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 –
мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство – время); 5 –
стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.
Культ Конфуция. Конфуцианство. Конфуций (около 551-479 год до нашей эры) не был основателем
религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не
научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь юй,
11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал
складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.
Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря
системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые
конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука»
вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»).
Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 году до нашей эры могилу
Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был
воздвигнут храм в его честь. В 267 году императорским указом предписывалось приносить
в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В
555 году предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель
власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 века род Конфуция насчитывал 20-30
тысяч членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии
носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.
История древних цивилизаций →
Философия в Древнем Китае → |