Согласно преданию, город Рим был основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом около 753 года до нашей эры, и от
этой даты в дальнейшем велось летоисчисление на протяжении почти тысячи лет. В
действительности среди поселений семи холмов, существовавших с более раннего
времени, итальянскими археологами была выявлена каменная крепость на
Капитолийском холме, которую ученые назвали «Roma quadrata» по характерной
квадратной планировке; она датировалась VIII веком до нашей эры и принадлежала
этрускам. Но в дальнейшем господство в образовавшейся римской гражданской общине
(civitas) перешло к родам римлян; они были более древними в данной местности,
менее культурными, но более воинственными; они поклонялись богу войны Янусу
Квиринальскому, то есть находившемуся на Квиринальском холме, и их поэтому нередко
называли «квиринами» или «квиритами». По-видимому, с того времени стало
складываться различие между коренными жителями – римлянами и пришельцами –
этрусками, которые впоследствии оформились в два сословия: патрициев и плебеев.
Патриции являлись членами родовой (гентильной) организации; они могли назвать
своих отцов как уже проживавших в пределах города; они имели право занимать
земли римской общины (ager publicus); имели право на брак (ius connubio), имели
своих представителей в сенате – высшем органе управления, и имели право
участвовать в родовых народных собраниях – куриатных комициях, обладавших высшей
законодательной и судебной властью. Плебеи не считались членами гентильной
организации и потому не имели соответствующих прав; браки между плебеями и
патрициями были запрещены.
По-видимому, к VIII веку до нашей эры относится возникновение у римлян царской
власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции. Царь титуловался
rех, обладал функциями вождя и жреца; он имел привилегию восседать на курульном
кресле из слоновой кости, имел двенадцать телохранителей – ликторов, вооруженных
топориками (фасциями). Царь избирался в народном собрании. Практиковались
испытания претендента на царский престол в виде священного бега (refugium).
Рядом с царем действовал сенат; он состоял из ста человек; во главе стоял
принцепс – председатель, являвшийся самым старым сенатором. Должность в сенате
была пожизненной; вакансии замещались царем. Сенат рассматривал вопросы о войне
и мире, руководил финансами, обсуждал законопроекты. В периоды междуцарствия
сенат по жребию избирал из своей среды «временно исполняющего обязанности царя»
(interrex) сроком на один день, вручая ему печать Рима, ключи от казны и атрибуты
царской власти. Голосование в сенате проводилось «ногами» (pedalium),
расхождением в стороны. Вся полнота власти была сосредоточена в куриатных
комициях. Именно здесь избирался царь, принимались законы (lex), рассматривались
апелляции приговоренных к смерти. Собрания проходили на форуме; каждый род имел
один голос; всего в Риме насчитывалось 30 родов; чтобы решение собрания получило
законную силу, необходимо было набрать 16 голосов «за».
Традиция называет первым царем Ромула, одного из двух братьев – близнецов,
вскормленных, согласно легенде, Капитолийской волчицей. В действительности
Волчица являлась тотемным животным одного из римских родов, издревле
проживавшего на Капитолийском холме и, возможно, принявшего мигрантов –
этрусков. Само имя Ромул не является собственным; суффикс «ул» обозначает
принадлежность, и «имя» Ромул надлежит понимать как «римлянин». То есть, не
Ромул дал название городу, а уже существовавший город дал прозвище «Ромул».
Традиция приписывает Ромулу не только основание города, но и учреждение
государства, царской власти, комиций, сената, первых законов и публичных
ритуалов. Реально эти инструменты ранней государственности формировались не
одновременно, но на протяжении правления нескольких царей, обобщенной
персонализацией которых стал мифический Ромул.
Несмотря на выборный характер царской власти, можно отметить в VI веке до
нашей эры тенденции к установлению династий, когда царский престол переходил от
царствующего государя к зятю, через посредничество дочерей. Такова этрусская династия Тарквиниев.
Помимо царя в Риме выделялся великий понтифик (pontifex maximum); он хранил
«свитки понтификов», в которых фиксировались правила ритуалов, и «фасты» –
особый сакральный календарь, где приводились благоприятные и неблагоприятные для
общественных дел дни (dies fasti et nefasti).
Историческая справка. Семь холмов (Септимонциум, лат. Septimontium, от septem — семь и montes — горы), возвышенности в области Лаций,
на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от моря, на которых стоял город Рим.
Традиционное число семь составляли: «горы» Палатин, Авентин, Капитолий, Целий,
Эсквилин и «холмы» (лат. colles) Квиринал и Виминал. По преданию, город был
заложен Ромулом на Палатине и первоначальный состав «семигорья» был иным: он
охватывал Палатин с двумя отрогами (Цермал, Велия), часть Целия и три
возвышенности Эсквилина (Карины, Оппий, Циспий). Отсюда происходит древнейший
праздник «Семигорье», справлявшийся в декабре. На холмах Квиринале и Виминале
обитали сабиняне, присоединившиеся к палатинскому Риму, согласно легенде, после
похищения сабинянок. Частью города Рима были также холмы Ватикан и Яникул на
правом берегу Тибра и северный холм Пинций.
История древних цивилизаций →
Реформы Сервия Туллия → |