Хранилище мифологии
 

Римская цивилизация

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Образование Рима

Согласно преданию, город Рим был основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом около 753 года до нашей эры, и от этой даты в дальнейшем велось летоисчисление на протяжении почти тысячи лет. В действительности среди поселений семи холмов, существовавших с более раннего времени, итальянскими археологами была выявлена каменная крепость на Капитолийском холме, которую ученые назвали «Roma quadrata» по характерной квадратной планировке; она датировалась VIII веком до нашей эры и принадлежала этрускам. Но в дальнейшем господство в образовавшейся римской гражданской общине (civitas) перешло к родам римлян; они были более древними в данной местности, менее культурными, но более воинственными; они поклонялись богу войны Янусу Квиринальскому, то есть находившемуся на Квиринальском холме, и их поэтому нередко называли «квиринами» или «квиритами». По-видимому, с того времени стало складываться различие между коренными жителями – римлянами и пришельцами – этрусками, которые впоследствии оформились в два сословия: патрициев и плебеев. Патриции являлись членами родовой (гентильной) организации; они могли назвать своих отцов как уже проживавших в пределах города; они имели право занимать земли римской общины (ager publicus); имели право на брак (ius connubio), имели своих представителей в сенате – высшем органе управления, и имели право участвовать в родовых народных собраниях – куриатных комициях, обладавших высшей законодательной и судебной властью. Плебеи не считались членами гентильной организации и потому не имели соответствующих прав; браки между плебеями и патрициями были запрещены.

По-видимому, к VIII веку до нашей эры относится возникновение у римлян царской власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции. Царь титуловался rех, обладал функциями вождя и жреца; он имел привилегию восседать на курульном кресле из слоновой кости, имел двенадцать телохранителей – ликторов, вооруженных топориками (фасциями). Царь избирался в народном собрании. Практиковались испытания претендента на царский престол в виде священного бега (refugium). Рядом с царем действовал сенат; он состоял из ста человек; во главе стоял принцепс – председатель, являвшийся самым старым сенатором. Должность в сенате была пожизненной; вакансии замещались царем. Сенат рассматривал вопросы о войне и мире, руководил финансами, обсуждал законопроекты. В периоды междуцарствия сенат по жребию избирал из своей среды «временно исполняющего обязанности царя» (interrex) сроком на один день, вручая ему печать Рима, ключи от казны и атрибуты царской власти. Голосование в сенате проводилось «ногами» (pedalium), расхождением в стороны. Вся полнота власти была сосредоточена в куриатных комициях. Именно здесь избирался царь, принимались законы (lex), рассматривались апелляции приговоренных к смерти. Собрания проходили на форуме; каждый род имел один голос; всего в Риме насчитывалось 30 родов; чтобы решение собрания получило законную силу, необходимо было набрать 16 голосов «за».

Традиция называет первым царем Ромула, одного из двух братьев – близнецов, вскормленных, согласно легенде, Капитолийской волчицей. В действительности Волчица являлась тотемным животным одного из римских родов, издревле проживавшего на Капитолийском холме и, возможно, принявшего мигрантов – этрусков. Само имя Ромул не является собственным; суффикс «ул» обозначает принадлежность, и «имя» Ромул надлежит понимать как «римлянин». То есть, не Ромул дал название городу, а уже существовавший город дал прозвище «Ромул». Традиция приписывает Ромулу не только основание города, но и учреждение государства, царской власти, комиций, сената, первых законов и публичных ритуалов. Реально эти инструменты ранней государственности формировались не одновременно, но на протяжении правления нескольких царей, обобщенной персонализацией которых стал мифический Ромул.

Несмотря на выборный характер царской власти, можно отметить в VI веке до нашей эры тенденции к установлению династий, когда царский престол переходил от царствующего государя к зятю, через посредничество дочерей. Такова этрусская династия Тарквиниев. Помимо царя в Риме выделялся великий понтифик (pontifex maximum); он хранил «свитки понтификов», в которых фиксировались правила ритуалов, и «фасты» – особый сакральный календарь, где приводились благоприятные и неблагоприятные для общественных дел дни (dies fasti et nefasti).

Историческая справка. Семь холмов (Септимонциум, лат. Septimontium, от septem — семь и montes — горы), возвышенности в области Лаций, на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от моря, на которых стоял город Рим. Традиционное число семь составляли: «горы» Палатин, Авентин, Капитолий, Целий, Эсквилин и «холмы» (лат. colles) Квиринал и Виминал. По преданию, город был заложен Ромулом на Палатине и первоначальный состав «семигорья» был иным: он охватывал Палатин с двумя отрогами (Цермал, Велия), часть Целия и три возвышенности Эсквилина (Карины, Оппий, Циспий). Отсюда происходит древнейший праздник «Семигорье», справлявшийся в декабре. На холмах Квиринале и Виминале обитали сабиняне, присоединившиеся к палатинскому Риму, согласно легенде, после похищения сабинянок. Частью города Рима были также холмы Ватикан и Яникул на правом берегу Тибра и северный холм Пинций.

История древних цивилизаций
Реформы Сервия Туллия





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций