Папа Иоанн VIII (872–882 годы), опираясь на учение Гинкмара Реймского,
обосновал правомочие римского понтифика объявлять об угодности или неугодности
Богу того или иного правителя. Уже в этом чисто мирском содержании притязаний
папства критически мыслившие теологи христианства усматривали признаки
раздвоенности церкви, чреватые ее искажением и вырождением; за ним стоял
конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии
универсального папства, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями. Еще более явными
чертами раздвоения были расхождение западной и восточной церквей сначала по
вопросу об иконах, а затем – о догмате «filioque», то есть об исхождении Святого Духа
либо только от Бога Отца, как учили на Востоке, либо от Отца и от Сына, как
считали на Западе, а также схизмы внутри самой западно-христианской церкви. Как
известно, в 858 году энергичный и амбициозный папа Николай I объявил о
низложении константинопольского патриарха Фотия, а тот, нимало не смущаясь
словесными проклятиями и оставаясь в сане, анафематствовал, в свою очередь,
римского первосвященника. Затянувшийся церковный конфликт закончился в 1054 году
торжественным объявлением об отделении церквей, провозглашенным в Риме Львом IX,
а в Константинополе – Михаилом Керуларием. Нельзя забывать, что в самом Риме в
VIII–Х веках правили одновременно два и более пап.
В условиях, когда каждая из двух христианских церквей объявляла о своей истинности и о своем
предпочтительном назначении на объединение всех христиан в универсальную
монархию, когда проповедовали папы и лже-папы, с особой остротой
актуализировалась проблема спасения. Сильное недовольство вызывало качество
духовного наставничества римско-католической церкви, переживавшей в середине
IX–X веков времена глубокой моральной деградации. Дело доходило до того, что на
римском престоле в 855–858 годах под видом папы оказалась женщина – «папесса
Иоанна». Будучи дочерью англо-саксонского монаха, обладая способностями к
интеллектуальным занятиям, она пришла в монастырь, движимая страстной любовью к
одному юному монаху, для чего облачилась в мужское платье и приняла мужской
образ. Личные дарования выделили ее в настоятели монастыря, а затем, когда Рим
был озабочен проблемой избрания папы, выдвинули на это высшее в церковной
иерархии место. Став «папой», она не рассталась со своими амурными
привязанностями и забеременела. Однажды, во время одного из церковных
праздников, с ней случились родовые схватки, она упала посреди процессии и
родила в страшных муках, окончившихся смертью и роженицы, и новорожденного.
В Х веке, на протяжении более пятидесяти лет, папская тиара была разменной монетой
в любовных делах знатных куртизанок – матери и двух дочерей – Феодоры Старшей,
Мароции и Феодоры Младшей. Папа Сергий III (904–911 годы) – любовник Феодоры
Старшей, отец двух ее дочерей, с которыми он также имел интимные связи – добился
власти благодаря деньгам своей возлюбленной и убийству двух пап. «Моментальная
смерть менее страшна, чем долгое пожизненное заключение»,– цинично говорил этот
папа-убийца. Любовником Феодоры-матери был и Иоанн Х (914–928 годы), который
пастырскому посоху предпочитал меч или копье, а кресту – латы. Иоанн XI (931–936
годы) был сыном Мароции и Сергия III. Позднее папская тиара досталась внуку
Мароции – шестнадцатилетнему юнцу Октавиану, прославившемуся невиданной распущенностью.
Боясь дурной славы, он принял имя Иоанна ХII (955–964 годы), и с тех пор возник
обычай менять имя, принимая сан папы. При нем Латеранский дворец превратился в
публичный дом. На разнузданных оргиях он пил за здоровье Дьявола, играл в карты,
беззастенчиво торговал должностями, закладывал папские регалии, участвовал в
ночных грабежах, посвящал священников в конюшне. Не уступал ему в черной славе
Бенедикт IX (1032–1044 годы), из той же фамилии Феодоры и Мароции. Став папой
едва ли не в 12 лет, он был изгнан за разбои, насилия и развращенность. Его
обвиняли в чародействе и связях с Дьяволом. В конце своего позорного правления
он продал папский престол с аукциона.
Испытываемые «кораблем Святого Петра»
бедствия переполняли страхом сердца христиан перед будущим, внушая мысль о
скором наказании и Страшном Суде. Распространялось убеждение в том, что церковь
в ее подобном состоянии перестала быть истинной и стала дьявольской. В качестве
иной опоры, более надежной, и иной силы, способной покарать ставшую Вавилонской
блудницей церковь, стала рассматриваться Римская империя, идея которой никогда
не исчезала в средние века и была далеко не фикцией, но – одной из доминант
средневекового способа мышления, ибо «Римская империя» понималась как последняя
«Земная монархия», названная в «Откровении» Иоанна Богослова, которая исчезнет
только со Вторым пришествием Христа, Светопреставлением и Страшным Судом,
уступив затем место «Божьему Царству».
После того как в 1054 году было официально провозглашено и в XIII веке окончательно закрепилось разделение
Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в
Риме) попытки примирения (на второмм Лионском соборе 1274 года и особенно на
Флорентийском соборе 1439 года) не имели долговременного успеха; их результатом
была парадигма так называемого «униатства», или «католицизма восточного обряда».
История древних цивилизаций →
Власть Каролингов → |