Хранилище мифологии
 

Цивилизация Месопотамии

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Пиктографическая письменность

Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить как комплексное с преобладанием предметной логики, уровень развития его личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, в Месопотамии – новый тип людей, носителей такой культуры (фигуры шумерских чиновника-бюрократа и ученого-писца). На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. По-видимому, она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В VI – IV тысячелетиях до нашей эры обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д. В IV тысячелетии до нашей эры наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутри, необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры. Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине II тысячелетия до нашей эры, несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки. Собственно, клинопись является видом письменности, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, наносимых на сырую глину. Такая пиктографическая письменность возникла около 3000 года до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись — идеографически-ребусное, позже — словесно-слоговое письмо.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе, повествующая о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, поэма о страданиях невиновного. Мы до сих пор пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд; успехами вавилонской астрологии: система определения лунных фаз (Набуриан), продолжительность солнечного года (Киден). Родившаяся, по-видимому, на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры идея единой истинной царственной власти, переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на Руси в начале XVI века теории Москва – третий Рим. Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона.

История древних цивилизаций
Индийская цивилизация





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций