Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире.
Именно в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры человеческое общество вышло из стадии
первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры
принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным
образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением
государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной
культуры характерна симпрактичность информационных процессов, иными словами,
основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных
коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить
как комплексное с преобладанием предметной логики, уровень развития его личности
можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации симпрактичность
преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с
новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти
виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и
понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего
общества, в Месопотамии – новый тип людей, носителей такой культуры (фигуры
шумерских чиновника-бюрократа и ученого-писца). На протяжении всего периода
древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества
сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы
хранения-передачи информации.
Месопотамская письменность в своей древнейшей,
пиктографической форме появляется на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. По-видимому,
она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В
VI – IV тысячелетиях до нашей эры обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до
Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров
трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д. В IV тысячелетии
до нашей эры наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных
продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней
стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутри,
необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних
оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками.
Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в
качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек.
Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше
полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов.
Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их
числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит
фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном,
словесном значении, но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения
представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система,
способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III
тысячелетия до нашей эры. Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во
второй половине II тысячелетия до нашей эры, несмотря на упадок политического могущества
Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством
международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах-академиях (эдубба)
создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные
собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме
хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них
– библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о
культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25
тысяч табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки. Собственно,
клинопись является видом письменности, знаки которой состоят из групп
клинообразных черточек, наносимых на сырую глину. Такая пиктографическая
письменность возникла около 3000 года до нашей эры в Шумере и позже была
приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков.
По происхождению клинопись — идеографически-ребусное, позже — словесно-слоговое письмо.
Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и
произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о
Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой
жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе,
повествующая о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый
космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и
поэма-сказка о проделках хитреца, поэма о страданиях невиновного. Мы до сих пор
пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля
круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд; успехами
вавилонской астрологии: система определения лунных фаз (Набуриан),
продолжительность солнечного года (Киден). Родившаяся, по-видимому, на рубеже
III–II тысячелетий до нашей эры идея единой истинной царственной власти, переходящей со
временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в
Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием
раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на
Руси в начале XVI века теории Москва – третий Рим. Характерно, что инсигнии
византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона.
История древних цивилизаций →
Индийская цивилизация → |