Высшими органами государственной власти в Византии были сенат, получивший с
VII веке название синклит, и государственный совет, или иначе – консисторий.
Синклит состоял из 2000 человек. Возглавлял его проэдр, позднее эпарх. Последний
обладал особыми привилегиями и мог отстаивать перед лицом императора интересы
синклита и народа. Синклит играл особую роль в обеспечении преемственности
императорской власти. В силу того, что в Византии никогда не существовало закона
о престолонаследии, император называл в присутствии членов синклита своего
преемника, объявлял его своим соправителем; этот торжественный акт сопровождался
принесением присяги, гарантируя последующее восхождение соправителя на престол.
Другим важным органом публичной власти были димы – организации свободных граждан
Константинополя, объединявшиеся поквартально. Димы, в свою очередь, составляли
партии, которые имели возможность публичной деятельности на ипподроме.
Константинопольский ипподром, вмещавший 60 тысяч человек, был особым политическим
институтом; скачки здесь лишь заполняли паузы между решением важнейших
политических вопросов. Здесь сообщалось об объявлении войны и заключении мира;
здесь оглашались новые законы; здесь возвещалось о смерти императора и
называлась кандидатура преемника. Собравшийся народ выражал свое одобрение
аккламациями, или аплодированием; если же народ был не согласен, то выражал свое
отрицательное мнение криком и топаньем ног.
В этом своеобразном византийском парламенте действовали четыре партии: венеты
(синие), прасины (зеленые), левки (белые) и русии (красные). К первой
принадлежала аристократия, ко второй относились представители
финансово-предпринимательских слоев, а к третьей и четвертой – остальные граждане столицы.
Наибольшего влияния организации димов и партии достигли в VI веке. В 517 году умер
император Анастасий, не оставивший преемников. Один из его племянников был
представлен синклитом как кандидат на престол. Однако народ, собравшийся на
ипподроме, провалил эту кандидатуру и провозгласил императором Юстина, выходца
из бедной крестьянской семьи, не умевшего ни читать, ни писать. Юстин вызвал из
родной деревни племянника, дал ему имя Юстиниан, усыновил, а затем объявил соправителем.
Юстиниан получил прекрасное образование и большой опыт государственных дел. В
527 году скончался Юстин, и Юстиниан с одобрения большинства народа был
провозглашен императором. Однако в 531 году против него было поднято восстание,
получившее название Ника, то есть «Побеждай!». Восставшие заняли ипподром,
объявили о низложении Юстиниана и назвали альтернативным императором Ипатия,
племянника Анастасия. Столица была охвачена взрывом насилия. Оставшиеся под
контролем Юстиниана гвардия и провинциальная армия начали занимать квартал за
кварталом, пока не блокировали восставших на ипподроме. В ходе заключительной
операции погибли 30 тысяч человек; Ипатий был казнен.
Подавление восстания Ника 532 года в
Константинополе, спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию
Юстиниану среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер
императорской власти. В 534 году был издан Свод гражданского права, так
называемый Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis или Codex Justiniani), давший
нормативное изложение римского права и сформулировавший основы имперской государственности.
В дальнейшем роль ипподрома уменьшалась и свелась к официальным церемониям
чествования императора и членов его семьи. Функция димов постепенно
ограничивалась участием в народных празднествах, процессиях, публичных встречах
дипломатических миссий и в прочих официальных акциях. Правда, и в дальнейшем
отмечалось не только преклонение народа перед величием императорской особы, но и
взрывы негодующего отношения к императору, когда народ забрасывал его во время
шествий грязью и тухлыми яйцами.
Церковная политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства
вероисповедания. В 529 году была закрыта Афинская академия, начато преследование
еретиков и язычников, наполнившее все царствование Юстиниана. Гонения на
монофизитов, вплоть до открытия военных действий, опустошили восточные
провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии. Папство при нем совершенно
подчинилось императорской воле. В 553 году по инициативе Юстиниана в
Константинополе был созван V Вселенский собор, на котором был разрешен так
называемый «спор о трех главах» и, в частности, осужден Ориген,
христианский теолог и философ, соединявший платонизм с христианским учением.
С VII века в Византии сформировались ведомства центрального управления, так
называемые логофисии. Существовали логофисия геникона, ведавшая
налогообложением; логофисия стратиотикона, руководившая делами армии; логофисия
дрома, занимавшаяся дипломатией, почтой и разведкой; логофисия идика, ведавшая
имуществом императора. Возглавляли ведомства логофеты.
Одновременно с усилением центральной власти происходил переход к новой системе
управления провинциями. С VII века начали создаваться военно-административные
округа – фемы. Главой фемы император назначал стратига, который соединил в одном
лице административные и военные полномочия. Он обязан был обеспечить сбор
налогов, действие имперского законодательства, функционирование военной
организации. Стратиг обеспечивал набор новобранцев, устанавливал порядок призыва
стратиотов – крестьян, обязанных военной службой и получавших в качестве
вознаграждения стратии – земельные участки. В дальнейшем должность стратига
становилась наследственной, что являлось фактором сепаратизма.
История древних цивилизаций →
Византийский таксис и православная церковь → |