Новым явлением стало широкое тиражирование знаний. Рынок печатной продукции
быстро расширялся. Государство стремится контролировать его, но далеко не всегда
ему это удается. В промежутке между Реформацией и Французской революцией в
Европе появилось то, что сегодня называется массовой литературой. Это были
учебники и работы по различным отраслям знаний – астрономии, физике, химии,
географии, металлургии, книги для широкого чтения – гороскопы, сонники,
пророчества, сборники кулинарных рецептов и необычных событий, а также новые
литературные формы – роман, повесть, новелла – то, что потом станут называть
беллетристикой. В 1630 году Ришелье основал первое периодическое издание "La
Gasete", давшее название газете. Появилась новая профессия - журналистика и даже
кварталы, где селились газетчики.
Как научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Термин
происходит от французского journal (газета) и соответствует немецкому
Journalistik и английскому journalism. В России журналистикой первоначально
обозначалась совокупность журналов; с середины XIX столетия термин стал применяться ко
всем периодически выходящим изданиям. Первым журналом считается французский «Журналь де саван» («Journal des scavants», 1665).
Первым русским журналом было приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические,
генеалогические и географические примечания в Ведомостях», вышедший в свет в 1728 году.
В индустриальном обществе повысился престиж образования и стал складываться культ образованного
человека. Укрепляющаяся государственная власть нуждалась в квалифицированных
чиновниках, знающих языки, юриспруденцию и финансы. Увеличилось количество школ.
Между 1580 и 1650 годами в Англии было открыто более 800 новых школ. Девяносто
процентов церковных приходов, расположенных в Париже и его окрестностях, имели школы. Шел
интенсивный процесс сокращения неграмотности среди низших слоев населения. В
1600 году во Франции только один из шести мужчин умел читать, к 1800 году число таковых
здесь достигло почти семидесяти процентов. В Шотландии к началу XIX века девяносто процентов мужчин знали грамоту.
История древних цивилизаций →
Философские учения → |