Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в VI тысячелетии до нашей
эры. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные
земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят
о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они
считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.
Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с
современным Бахрейном в Персидском заливе.
Шумерский язык продолжает оставаться загадкой, поскольку не удалось установить
его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы
позволяют предположить, что шумерами были создатели Убайдской культуры на юге
Двуречья конца V — начала IV тысячелетиях до нашей эры. Благодаря возникновению
иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и
трансформировавшейся в клинопись, на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры
имеются доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.
На рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, примерно одновременно с
возникновением государства в Египте, в нижней части междуречья Тигра и Евфрата
появляются первые государства. В начале III тысячелетия до нашей эры на территории Южной
Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались
на холмах и были окружены стенами, в каждом жили около 40 – 50 тысяч человек. На
крайнем юго-западе находился город Ур, имевший огромное значение в политической
истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище
всего Шумера, где находился один из главных шумерских храмов — храм бога Энлиля.
В первой половине III тысячелетия до нашей эры в Шумере создались несколько
политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек)
или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем).
В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей
встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих
персонажах, записанные в конце III тысячелетия до нашей эр, дошли до нашего
времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города
Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали
друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что
посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.
О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за
кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего
великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге
домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в
шумерских историко-мифологических текстах.
Во второй половине III тысячелетия до нашей эры на главенство в Шумере стал претендовать
город Лагаш, в середине XXV века он разгромил своего главного врага – город
Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах,
объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины
(Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым
энси. За период своего шестилетнего правления он провел важные социальные
реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное
довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость
храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация
в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти
изменения были объявлены договором Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу,
по которому первый являлся исполнителем его воли. Пока Уруинимгина был занят
реформами, началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой
правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и
распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал
город Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на
развитой оросительной системе.
К началу III тысячелетия до нашей эры относится шумерский
литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения;
он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает
последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских
ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич
подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным
кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину
(уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и
глазурью), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем всех мастеровых.
Изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших
и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным
материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма
шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в
мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя
часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись».
Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до
знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно
прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы,
говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние
шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.
История древних цивилизаций →
Аккад → |