Хранилище мифологии
 

Цивилизация Месопотамии

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Шумер

Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в VI тысячелетии до нашей эры. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.
Шумерский язык продолжает оставаться загадкой, поскольку не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетиях до нашей эры. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры имеются доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

На рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в нижней части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государства. В начале III тысячелетия до нашей эры на территории Южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались на холмах и были окружены стенами, в каждом жили около 40 – 50 тысяч человек. На крайнем юго-западе находился город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище всего Шумера, где находился один из главных шумерских храмов — храм бога Энлиля.

В первой половине III тысячелетия до нашей эры в Шумере создались несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек) или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем). В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце III тысячелетия до нашей эр, дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.
О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры на главенство в Шумере стал претендовать город Лагаш, в середине XXV века он разгромил своего главного врага – город Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах, объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины (Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым энси. За период своего шестилетнего правления он провел важные социальные реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти изменения были объявлены договором Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу, по которому первый являлся исполнителем его воли. Пока Уруинимгина был занят реформами, началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал город Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе.

К началу III тысячелетия до нашей эры относится шумерский литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения; он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину (уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и глазурью), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем всех мастеровых.

Изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

История древних цивилизаций
Аккад





При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций