Сисситии выступали своеобразным политическим клубом, где в непринужденной
обстановке обсуждались важнейшие вопросы полиса, где формировалось и выражалось
общественное мнение. Участники сисситии делали денежный взнос по 10 оболов в
месяц, а также продуктами – вином, сыром, оливами, фигами, ячменем и др. Тот,
кто не делал взноса, исключался из сисситии, и это означало лишение гражданских
прав. Правила сисситии не допускали роскоши, комфорта, пьянства, чревоугодия; не
разрешалось пить неразбавленное вино, не дозволялось есть дома, за пределами сисситий.
Сисситии поддерживали идею равенства граждан и способствовали их сплочению, были
центром общественной жизни, осуществляли контроль над своими членами. Однако
прокламируемого равенства не было уже в VIII веке до нашей эры. Часть спартиатов
постепенно теряла свои клеры и, соответственно, полноправие, не могла
участвовать в сисситиях. Выделялись богатые семьи, о чем свидетельствует
увлечение коневодством, что было признаком большого богатства.
Ряд законов были направлены против роскоши: запрещалось использовать
золото, серебро и драгоценные камни под страхом смертной казни; запрещались
дорогие материи; жилища не должны были выделяться индивидуальностью, они должны
были строиться одним топором и одной пилой; запрещался выезд за пределы
государства; оставление Спарты рассматривалось как побег из войска и
наказывалось смертной казнью. Для предотвращения накопительства и коррупции были
введены железные деньги – мины, несколько десятков кг весом; чтобы, к примеру,
заплатить 5 мин, требовалось использовать повозку; при этом железо этих денег
отличалось хрупкостью и не было пригодно для вторичного использования.
Серия законов касалась воспитания воинов. Новорожденные подлежали
освидетельствованию филархами, старейшинами родовых фил: слабые дети посвящались
богам и относились в горы, здоровые дети получали имена и переходили под опеку
рода. До семи лет мальчики находились с матерью, затем передавались на общественное
воспитание. Они должны были знать письмо, но преимущественное внимание уделялось
спортивной и военной подготовке. Мальчики должны были спать на подстилке из
камыша, есть грубую пищу, притом весьма немного, ходить босиком, купаться в
холодной воде, играть голыми. С двенадцати лет юношам выдавался один хитон на год без
нижней одежды, волосы остригались. Воровство считалось проявлением ловкости и удали.
Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и
краткой — лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах,
хоровому пению. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до
60 лет. Только удача на военной службе могла прославить спартиата. Лишь имя
погибших в бою за отечество могло быть выбито на могильном камне. Каждый
спартиат мечтал попасть в отряд трехсот, который в битве сражался рядом с царем.
Спартанское войско было единственным профессиональным во всей Греции, так как
спартанцы не занимались ручным трудом, проводя все время в военных занятиях и
охоте. Девушек в Спарте воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически.
Военная мощь Спарты давала ей возможность активно влиять
на ситуацию в Греции. Покорение во второй половине VI века до нашей эры Аркадии
положило начало Пелопоннесскому союзу. Затем в него вступают Коринф, Мегара,
Эгина. Спарта, как и Афины, претендовала на роль гегемона Греции. Очень важным
было участие Спарты в Греко-персидских войнах, особенно в таких эпизодах, как
защита в 480 году до нашей эры Фермопильского прохода тремястами спартанцев и
семьюстами добровольцев во главе с царем Леонидом, битва при Платеях 479 года до
нашей эры, в которой участвовало 10 тысяч лаконских воинов. После Греко–персидских
войн обострились отношения между Спартой и Афинами. Спарта опасалась роста
могущества Афинского морского союза, к тому же эти государства поддерживали
разные формы управления: Спарта — олигархические, Афины — демократические.
Противоречия привели к Пелопоннесской войне между двумя могущественными
государствами, в которой верх одержала Спарта.
История древних цивилизаций →
Социальная стратификация Эллады → |