Все византийское общество рассматривалось как совокупность подданных,
обязанных служить государю имуществом и личностью. Основу общества составляло
крестьянство, объединенное в митрокомии, самоуправлявшиеся общины. Свободные
крестьяне, по-византийски «георгики», делились на несколько категорий. Высшую
ступень занимали динаты – сильные люди; юридически они являлись членами общины,
избирались на должности; пользуясь правом приоритетного приобретения земель
общинников, они скупали недвижимую собственность соседей и превращались в
землевладельцев, использовавших труд наемных и зависимых крестьян. Будучи
военнообязанными, динаты, как правило, исполняли конную военную службу. Среднюю
ступень занимали стратиоты, служившие в пехоте. На низшей ступени находились
апоры – бедняки, неимущие, сдававшие свои земли в аренду более состоятельным, и
мистии – наемные. Все они платили синону – натуральный налог, капникон –
подворный сбор, и каноникон в пользу церкви. С VIII века в Византии стали
появляться парики; формально они были юридически свободными, не были прикреплены
к земле, однако существенно ограничены в правах; их повинности были почти в три раза
выше повинностей георгиков; они обязаны были отрабатывать барщину на господской
земле; они не имели права носить оружие и участвовать в войске.
Землевладельческая знать получала императорские пожалования на взыскание
государственных налогов с селений, округов или областей. К XI веку сложилась
привилегированная сословная группа прониаров, обладателей подобных пожалований.
Они получали эскуссии, то есть освобождение от налогов и изъятие своих земельных
владений из-под контроля государства. Прониары были обязаны несением военной
службы. В то же время им дозволялось содержать собственные вооруженные свиты.
В Византии достаточно многочисленным было сословие горожан, поскольку Византия
являлась самой урбанизированной страной средневековья. Горожане были объединены
в корпорации. Среди них большим влиянием пользовались объединения торговцев.
Корпорации, как и города в целом, находились в зависимости от государства и не
обладали самоуправлением.
Более многочисленным, чем на Западе, было в Византии духовенство. На вершине
иерархии стоял патриарх; ниже него находились митрополиты, возглавлявшие церковь
в областях; ниже – архиепископы, правители церковных округов; еще ниже –
епископы, руководившие церковными делами в городах с близлежащими районами, но
также и в крупных селениях. Монашество было объединено в монастыри, самыми
крупными и влиятельными из которых были Афонский и Студийский.
Особенностью Византии было существование разветвленного и иерархизированного
чиновничества. С X века сложилась иерархическая система титулов и чинов. Были
установлены 18 рангов. Титулы и чины не передавались по наследству,
предоставлялись только за службу императору. Кроме этого существовали должности,
не входившие в чиновничью иерархию, например, евнухи. Наибольшим влиянием из них
пользовались паракимонены, или спальничие. Именно они нередко выдвигались на
роль временщиков.
В Византии должностные злоупотребления и преступления не подлежали уголовной
ответственности. Взятки были официально узаконены как дары должностным лицам, и
существовали фиксированные таксы за ту или иную услугу, в зависимости от ранга чиновника.
История древних цивилизаций →
Экономика Византийского таксиса → |