В странах Европы брачный возраст наступал позднее периода полового
созревания. Наиболее оптимальным было вступление в брак в 27 лет для женщин и 30
лет для мужчин. Поддерживаемая обществом установка на вступление в брак в зрелом
возрасте являлась своеобразным регулятором рождаемости и способом достижения
демографического равновесия. Довольно значительное число взрослого населения (до двадцати процентов)
никогда не вступала в брак. Типичная западная семья не была
многодетной и насчитывала по 4-6 детей. Многодетные семьи являлись исключением.
Семья стремилась к сохранению имущества, а не к распылению его среди
многочисленных наследников.
В период с XVI столетия по XVIII век большинство жителей Европы жили в так называемых
«нуклеарных семьях», то есть семьях, состоящих из родителей и детей. Однако
довольно часто, особенно среди знати, встречались семьи, где под одной крышей
проживало три поколения: родители, их женатые или замужние дети и внуки. Одним
из самых важных был вопрос о выборе брачного партнера. Считалось, что брак будет
удачнее, если жена и муж исповедуют одну веру, относятся к одной и той же
профессиональной и социальной группе. Поэтому нередко выбором партнера
занимались родители. В 1556 году во Франции был принят специальный королевский
эдикт, запрещавший вступать в брак без одобрения родителей. Подобный закон
появится в Испании в 1776 году. Но в среде городских ремесленников выбор партнера был более свободен.
Начиная с XVI века любовь становится важным фактором заключения брака.
Протестантизм стал рассматривать любовь и воспроизводство в единстве, признав
право на сексуальное удовлетворение брачных партнеров. Мартин Лютер, возможно,
опираясь на своей семейный опыт, писал, что «два половых акта в неделю, или сто
четыре – в год, не повредят ни здоровью мужа, ни его милой супруге».
Европа в описываемую эпоху знала не только гетеросексуальные, но и
гомосексуальные отношения, хотя их и осуждали католические и протестантские
авторитеты. Гомосексуализм был нередким явлением при европейских дворах. А в
Лондоне были даже специальные места, где собирались гомосексуалисты и даже
существовала гомосексуальная проституция.
К началу XVI века наличие организованной проституции было типичным явлением в
европейских столицах. В Севилье занятие проституцией лицензировалось городским
муниципалитетом. Нередко дома терпимости сосредотачивались вокруг
университетских центров. Например, в 1676 году в окрестностях Кембриджа
насчитывалось 13 публичных домов, предназначенных для обслуживания студентов и
преподавателей.
XVI-XVIII века оставались эпохой доминирования мужчин. Господствовало мнение, что
женщины должны оставаться чем-то вроде подданных сначала для своих отцов и
братьев, а затем для мужей. Католическая религия по-прежнему не допускали
развода, тогда как в протестантских странах он был легализован.
История древних цивилизаций →
Миграции населения и социальная мобильность → |