Мир природы, мир вещей рассматривался не сам по себе, но в
соотнесенности с Богом, как проявление его творческой энергии и как указание
замысла творения. «Все творения мира,– писал Алэн Лилльский (XII век),– суть для
нас как бы книга, картина и зеркало». Видимое являлось символическим образом
невидимого; земное, посюстороннее – зеркальным отражением небесного,
потустороннего. Феномен средневекового символизма был прост: все окружающее
надлежало понимать как знак Бога. Символом Христа был агнец, символом Девы Марии
– жемчужина. Орел был знаком евангелиста Иоанна, лев – евангелиста Марка, а телец – Луки и т.д.
Стали создаваться разнообразные словари символов. Таков «Физиолог», составленный
анонимным автором. Таков «Бестиарий» Теобальда (XI век), своеобразная
символическая зоология. Кошка оказывалась символом обжорства; козел был символом
похоти; еж обозначал Дьявола, как и лиса; лебедь был символом мнимого святого.
Наряду с реальными животными в «Бестиарии» фигурировали нереальные: левиафан,
пожирающий себя; птица феникс, сгорающая и возрождающаяся; единорог с медной шкурой и пр.
Появились «Лапидарии» – своеобразные пособия по символической минералогии и
геологии. Здесь сообщались реальные и ирреальные свойства камней: сапфир охранял
девственность; алмаз был защитой в вере; изумруд сохранял чистоту сознания;
аметист защищал от опьянения; бирюза поддерживала любовь; кошачий глаз оберегал
дом. Среди реальных камней описывались и нереальные – философский камень,
превращающий в золото любую материю, Святой Грааль, сообщавший вечную молодость.
Возникла алхимия, особая символическая наука о природных элементах, ставившая
целью постижение Единого. Основы этой науки содержались в «Изумрудной скрижали»
Гермеса Трисмегиста, под чьим именем писали Зосима и Синезий (IV век), Олимпиодор
и Стефан (VI век). Здесь давалось описание свойств семи металлов (золота,
серебра, железа, меди, олова, свинца, ртути). Золото считалось символом Бога
Отца, оно отмечалось знаком Солнца. Серебро было символом Бога Сына и
обозначалось знаком Луны. Ртуть была символом Бога Святого Духа и изображалась
знаком Меркурия. В попытке алхимика превратить все в золото скрывалось отнюдь не
алчное устремление, но желание возвести несовершенную материю до статуса Бога.
Алхимик был движим желанием трансмутировать неодухотворенную природу в
одухотворенную. Отсюда – мечта о гомункулусе.
При всем при том алхимия пришла к
открытию многих химических элементов, свойства которых прежде не были известны,
например: мышьяк, сера, сода, квасцы, кислоты и др. Раймунд Луллий (1315 год)
впервые получил спирт в результате перегонки вина. Вслед за этим были созданы
крепкие спиртные напитки – виски, коньяк, водка (aqua vital), которые считались
лекарством от чумы. Алхимики открыли селитру, на основе которой Бертольд Шварц в
начале XIV века составил первую рецептуру пороха.
История древних цивилизаций →
Науки и изобретения средневековой цивилизации → |